logo
история дизайна

11. Советский транспортный дизайн 1930х годов

Становление автопромышленности пришлось на годы индустриализации — первую пятилетку. Разрабатывать собственный технологический процесс посчитали нецелесообразным, и был заключен договор на реконструкцию заводов с рядом иностранных фирм. Поэтому дизайн автомобилей был также во многом вторичен, преобладал американский обтекаемый стиль (грузовик ГАЗ-АА — Форд-А)

К середине 30-х активируются поиски в формообразовании отечественного автомобиля:

  1. Никитин исследует аэродинамику кузова, результатом его исследований является экспериментальный ГАЗ-АА-Аэро — обтекаемый, с v-образным лобовым стеклом

  2. Кириллов (адаптировавший грузовой автомобиль Форд-40 в ГАЗ-М1 «Эмка») разрабатывает композиционные правила проектирования кузовов, основывающиеся на ощущении устремленности

    1. сходящиеся в точке линии

    2. каждая деталь должна подчеркивать движение

    3. горизонтальные линии преобладают над вертикальными на бкоквых поверхностях, а спереди и сзади могут быть вертикали

    4. мягкие контуры без замысловатых конфигураций, а не ломаные стрелы

    5. единообразие и симметрия

  3. Долматовский — развивает исследование Кириллова, уделяя внимание пропорционированию кузова на основе золотого сечения и форм, встречающихся в природе

ЗИС-101 (1937)— парадный автомобиль, первоначально был скопирован с Бьюика, но к выпуску уже существенно отличался от него. В числе его разработчиков — В.Н. Ростков

КИМ-10 (1940)— первый малолитражный автомобиль. К моменту выпуска его форма, скопированная с Бьюика, морально устарела, и потребовала доработки, но массовому выпуску помешала война

Концептуальный автомобиль Долматовского и Росткова (1941) с задним расположением двигателя — предсказал форму будущей Победы.

Московское метро

Метрополитен задумывался как среда уже наступившего светлого будущего, объект подражания. К строительству метрополитена были привлечены лучшие силы.

Поезда метро - самые комфортные транспортные средства. Форма вагона, головного вагона - деликатная форма обтекаемого стиля.

Московское метро оказало влияние не только на мировую практику проектирования подземного транспорта, но и на характер и облик транспорта наземного. Был разработан новый тип московского троллейбуса и трамвая, появились экспериментальные автобусы с «вагонной» компоновкой.

Авиадизайн Авиационная тема была идеологизирована - устанавливались рекорды скорости, проповедовалось отношением к летчикам как к героям.

Авиация в те годы служила как бы символом прогресса. Стремительности и чистоте форм самолетов старались подражать дизайнеры, работавшие в самых разных областях. В агитационных целях использовалась агитэскадрилья "Максим Горький с его флагманом - гигантским агитсамолетом, походившим на корабль с закругленным носом из дюралюминия. Максим Горький - самый большой самолет в мире тех лет, его задачей было прославлять строй и поражать воображение. В нем имелась киностудия, типография, кинооборудование и буфет. Самолет разбился во время воздушного парада в Москве. Самолеты украшались нефункциональной агитационной графикой и скульптурными элементами, как например, агитсамолет журнала Крокодил, с носовой частью в форме челюсти

Дизайн поездов Паровозы "К22" и Серии "В", подражавшие американским паровозам Лоуи обтекаемых форм, были осуждены за "модность".

Существовали и концептуальные проекты, которые не были реализованы: -шаровагон Ярмольчука (1929-1931)- особенностью было применение шаров в качестве движителей, головной частью напоминал сверхскоростные японские поезда -аэропоезд Вальднера - вагоны на монорельсе приводились в движение пропеллерами

ЗИС 101

КИМ 10 аэропоезд Вальднера