logo
история дизайна

12. Линейно-геометрический стиль в предметной среде 1960х годов

Вторая половина 1950-х - начало 1960 годов - период "оттепели". Развитие экономики проходит под знаком прогресса, научно-технической революции: освоение космоса, развитие электроники, химизация народного хозяйства.

Центром системы отечественного дизайна стал ВНИИТЭ - всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики(1962 год). К 1966 году было открыто 9 филиалов ВНИИТЭ, сложившихся в единую систему. Дизайнеры приходят из архитектуры и искусства, сильно влияние инженерных профессий - вычисления в дизайне.

В течении 1962-1965 года в крупных городах были организованы Специальные художественно конструкторские бюро (СХКБ). В это же время при многих предприятиях были созданы художественно-конструкторские группы (ХКГ).

Ретроспективная стилистика вытесняется "линейно-геометрическим" стилем- требованием единства форм в архитектуре и предметной среде, интересом к модульности и технологичности. В качестве доминирующей идеи утверждается рациональный дизайн (что подкрепляется контактами с Ульмской школой дизайна). Советская "техническая эстетика" идеологически противопоставляется западному дизайну. В теоретических разработках осуждается стайлинг, т.е. работа только с внешней формой объекта. Однако промышленность трудно принимает новые веяния. Дизайнеров воспринимают как художников-оформителей, проектные решения внедряются в производство поверхностно, многие интересные концепции (например, пассажирское такси) так и не запускаются. Несмотря на теоретический отказ от стайлинга, на производстве процветает именно он.

Так же надо отметить, что дизайн в основном работает для проектирования производственной среды (станки, рабочие места, оборудование, интерьеры, одежда для работников и тд.)

Минусы дизайна этого времени: -промышленность была по-прежнему оторвана от торговли, и направления их деятельности не координировались и не соотносились друг с другом -удручающее низкое качество наших товаров, словно подчеркнутое их неказистым внешним видом, плохой формой, вялой расцветкой и всякими претенциозными «декоративными деталями», иногда скрывающими явный брак -недостаточное исследование получили вопросы, связанные с эргономикой, которая тоже изучалась в дизайнерских организациях крайне медленно и без должного размаха -не развивалось изучение тенденций и методы прогнозирования будущего развития на их основе -несколько организаций занималось параллельной работой -художники-конструкторы в своей работе сталкиваются с такими трудностями, как: отсутствие Положения, определяющего права и обязанности ху­дожников-конструкторов, работающих в промышленности и проектных организациях, неквалифицированная оценка эстетических свойств продукции в системе торговли, недостаточное участие СХКБ в разработке важнейших видов из­делий, их номенклатуры и ассортимента.

Один из доминирующих стилей периода - трапециевидный или коробчатый, заключается в обыгрывании линейных соотношений, скошенных поверхностей и тупых углов в кожухах изделий. Бытовая аппаратура и радиоаппаратура: радиокомплекс «Электроника», телевизор «Рубин 401», унифицированный блок УСРП-1, магнитофон «Весна», радиола «Сириус» и электрофон «Каравелла».

Бытовая мебель: преобладают наборы, мебель становится все более геометризированной (даже мягкая) для более гармоничного вписывания в среду.

Оборудование общественных зданий: 2 тенденции – стилизаторство под национально исторический колорит(кафе) и функционализм (сиденья в зале ожидания)

Графика: комплексные работы (фирменный стиль прездприятия РЕАХИМ: знак, буклеты, реклама, упаковка и т.д.)

Производственное оборудование и приборы: сокращение типовых решений, оптимизация управления станками и диспетчерским оборудованием.

В осонове дизайна этого периода лежала лишь модернизация.

В ряде объектов сохраняется обтекаемая стилистика. В формообразовании пылесосов "Сатурн" и "Ракета" используется символизм и метафора (есть кольца, тема космоса)