logo
OTVET_sotsiologia

17. Социальная организация: сущность и основные характеристики. Бюрократия как форма социальной организации.

Социальная организация - исторически сложившаяся упорядоченная система деятельности общества, людей.

Объединение людей для совместного достижения поставленной цели, действующих в рамках определенной структуры и на основе правил, установленных для этой организации – организация как система. Под организацией как системой понимается непосредственный вид системы, устройство системы, что предопределяет исходные позиции для формирования теории организаций.

Социальная организация характеризуется наличием единой цели и плана деятельности; распределением функций, ролей и обязанностей между ее членами; выделением иерархии позиций и должностей, образованием системы руководства; управлением жизнедеятельностью социальной организации осуществляется специальным управленческим, административным персоналом; формированием позиционно-ролевой сети, в которой каждая личность занимает определенное место и положение, отвечает за выполнение заданных функций, ролей.

Бюрократия – специфическая форма управленческих структур и отношений.

Должностные позиции в бюрократической организации строго соподчинены друг другу и расположены в иерархическом порядке. Каждое должностное лицо ответственно перед вышестоящим начальством и за свои личные решения, и за действия подчиненных. Объем власти руководителя над подчиненным четко обозначен. Его действия ограничены соответствующими правилами и инструкциями. Приказы должностного лица – не личная прихоть, а воплощение общих инструкций, которые руководитель лишь реализует, но не сочиняет.

Бюрократия обладает определенными социальными характеристиками, которые анализировал К. Маркс:

1) монополия чиновников на принятие решений;

2) стремление к закрытости;

3) использование различных привилегий;

4) представление государства главным источником социального порядка и благополучия;

5) волокита и коррупция;

6) минимизация наказаний членов власти.