logo
Андрей Рублев

Глава 2 Творчество Андрея Рублева

Безусловно, иконопись на Русь пришла из Византии, она закрепилась на нашей земле и очень долгое время пребывала в неизменном виде, т. к. все мазки, линии, положения рук, головы и прочего строго прописывалось в специальных документах. Иконописцы были обязаны следовать им, потому что все новое, в средневековом обществе, воспринималось настороженно, да и не все могли читать. А как узнать, кто изображен на иконе, ежели иконописец решил придать святому другую форму бороды или поменять цвет одежд? Совершенно невозможно. Но постепенно традиции трансформировались, все больше подстраивались под русское восприятие. Оставляя все меньше византийского. Это закономерный процесс и именно он нам дал такие замечательные шедевры средневековой живописи как творения Рублева. Они, спустя даже столетия, поражают своей чистотой линий и лаконизмом.

Созерцая иконы, написанные по византийским канонам, не покидает ощущение строгости, аскетичности и суровости изображенных на них ликов. Глядя же на работы Рублева, и творения его учеников, возникают диаметрально противоположные чувства. Смотря на его иконы, ощущаешь лишь легкую грусть, смешанную с радостью. Его святые не так строги, глядя на них ощущаешь ту атмосферу всепрощения и любви. Архангелы, святые, праведники и прочие, на его иконах больше не суровые наставники, а мудрые и всепрощающие родители.

Творчество Андрея Рублева не может быть полностью объяснено особенностями средневековой живописи. Как любой гений и Рублев перерастает границы своего времени. Его знаменитая «Троица» сочетает в себе простую человеческую правду, высокий гуманизм и особенности средневекового символизма. [10]

В чем же особенность его творений? Что составляет тот самый рублевский стиль? На эти вопросы мы и постараемся ответить в этой главе.