logo
ландшафтного дизайна

7. Приемы ландшафтного дизайна.

Важным и не менее интересным законом в построении ландшафтного дизайна является закон симметрии и ассиметрии. Размещение отдельных элементов в саду и план сада в целом по отношению к оси композиции (которой может быть линия взгляда, либо дорога, а иногда ось садового домика)  может быть как симметричным так и асимметричным .

В естественном ландшафте симметрия является редкостью. Поэтому там, где мы ее наблюдаем, симметрия обыкновенно указывает на наличие порядка, наведенного человеком. В Европе слово “симметричный” было синонимом слова “красивый” и означало приятную и изящную форму. Возможно, это объясняется тем, что симметрия подразумевает порядок и систему, которые легко постигаются человеком и поэтому ему нравятся. Так или иначе, но слово “симметрия” стало ассоциироваться с ясностью плана, с его равновесием, ритмом, единством и стабильностью.

Каждая симметричная композиция должна быть в равновесии и тем самым в покое. Любой объект симметричного плана требует завершения, которое может быть достигнуто только при помощи противоположного объекта. Когда в симметричной композиции убирается даже мельчайший элемент, нарушается равновесие, и кажется, что вся композиция испытывает напряжение. При восприятии симметрии глаз устанавливает ритм объектов и интервалов между ними, предчувствует наличие следующего объекта и интервала и испытывает беспокойство, если этого не происходит.

Зрительное равновесие (баланс) существенно для всех хороших композиций и для всех видов искусства. Любая картина, любой вид или перспектива, в которой отсутствует такое равновесие, производит раздражающее и неприятное впечатление. В природе очень редко, если только это вообще возможно, можно найти элементы ландшафта, расположенные симметрично по обеим сторонам линии взгляда.

В симметричных композициях равновесие достигается путем равенства форм и расстояний. Однако равновесие и единство могут быть достигнуты и другим путем с помощью асимметричной, живописной композиции, когда неравные по величине и неодинаковые по форме части располагаются таким образом, что создается впечатление уравновешенности.

Асимметрия более утонченна, непреднамеренна и поэтому более интересна. Асимметричная компоновка влечет за собой минимальное  нарушение природы.

Асимметричными могут быть: расположение цветов и кустарников в группе; расположение самих групп, формирующих пространство сада, планировка участка в целом — свободная, динамичная, вытекающая из природных условий участка.

Контраст и нюанс — важнейшие композиционные средства. Контраст — это сильно выраженное различие свойств пространственных форм, данное в их сопоставлении. Например, светлый — темный, высокий — низкий, большой — маленький. В контрастных сочетаниях форм эти свойства выражены ярко: пирамидальные и конические вертикали деревьев оттеняются шаровидными и плакучими формами, закрытое темное пространство лесного массива усиливает восприятие солнечной поляны и т. д.

Контрастные сопоставления форм подчеркивают качественные различия предметов. Благодаря контрасту, можно изменить ощущение от размера предметов: предмет будет восприниматься меньше, если рядом с ним разместить больший по размеру, или, наоборот, будет восприниматься больше в окружении мелких предметов. Так, дерево выглядит выше, окруженное низким стелющимся кустарником, если же нужно добиться визуального ощущения уменьшения высоты дерева, лучше посадить рядом еще несколько деревьев меньшей высоты. Водоем будет восприниматься как лужица в окружении высоких деревьев, но станет зрительно значительнее, если посадить рядом невысокие кустарники и цветы.

Можно использовать контраст в планировке участка, формах газона, цветников, водоемов и зон отдыха. Геометрическая форма бассейна уравновешивается плавной линией газона, остроконечная крыта дома свободной формой цветника. Однако хаотичность контраста обманчива, нет ничего более продуманного, чем кажущаяся дисгармония.

С помощью контраста можно выявить и изменить цвет, сопоставляя различно окрашенные предметы: светлые предметы на темном фоне выглядят еще более светлыми, а на белом кажутся темнее; серый тон на синем фоне приобретает желтый оттенок, на красном зеленый, на зеленом — красный. Эти закономерности в природных композициях корректируются состоянием погоды, временем года и суток, освещенностью.

Злоупотреблять контрастом, а тем более строить только на нем композицию сада нельзя. Обязательно сочетайте контраст с нюансом тонким переходом похожих друг на друга, незначительно отличающихся форм, красок, пространств. Нюансные соотношения требуют хорошего знания материала и тщательности исполнения. Чаще всего именно на нюансах строится цветовая композиция сада.