logo
курсовая по рисунку 1

Цвет в живописи

Гармония цвета

Существует три основных цвета – красный, жёлтый, синий.

Чтобы получить родственные цвета, основные цвета смешивают, т.е.дополняют один цвет другим. Дополнять – это, значит, усиливать друг друга, как бы вызывать основным цветом появление дополнительного цвета.

Цветовой контраст

Цветовой контраст – это резко выраженная противоположность двух цветов. Найти гармоничное сочетание двух контрастных цветов очень трудно. Здесь необходимо учитывать два фактора: последовательный цветовой контраст и одновременный цветовой контраст. В последовательном цветовом контрасте цвета рассматриваются один после другого.

Например, одинаковое количество синего и оранжевого, жёлтого и фиолетового, очень сильно и беспокойно действует на человека. Чаще всего эти сочетания используются в спортивной одежде. Однако добавление к ним белого или чёрного, нейтрального, цвета резко меняет цветовое впечатление. Поэтому художники – модельеры часто используют чёрно-белую контурную отделку. Если применять белый контур, контрастная цветовая гармония становится более нежной, если же применять чёрный контур, цвет достигает предельной выразительности, изделие становится монументальнее. Надо добавить, что смешение чёрного с белым даёт серый цвет, с которым прекрасно уживаются контрастные цвета.

Это, прежде всего, согласованность цветов между собой и их соответствие характеру объекта, иными словами, цветовая гармония – это равновесие цветовых пятен. Однако количество типов цветового равновесия и связей между цветами, а также способов построения гармонической цветовой целостности может быть неограниченным и зависит от многих факторов: индивидуальных, национальных, географических, социальных и т.д.

Интересна и роль психологического воздействия цвета на человека. Этот вопрос достаточно сложен, и любая канонизация цвета сегодня является вопросом спорным, однако при выборе цветовой гармонии можно опираться на эмоциональное восприятие цветов. В чём оно заключается?

Во-первых, это восприятие цветовых контрастов. Цветовые контрасты могут быть сильными, создающими ощущение чёткости и ясности, это кричащие контрасты, например: чёрный – белый, жёлтый – синий, красный – зелёный, белый – синий, красный – серый, оранжевый – зелёный и т. д.

Вялое и невыразительное, но вместе с тем нежное и мягкое впечатление производят слабые цветовые контрасты: серый – чёрный, белый – оранжевый, красный – фиолетовый, красный – красновато-коричневый, жёлтый – оранжевый, оранжевый – малиновый и т. д.

Средние цветовые контрасты наиболее изысканы и уравновешенны: красный – синевато-фиолетовый, синевато-серовато – коричневый, оранжевый – фиолетово-сиреневый и т.д. Кроме сильных, слабых и средних контрастов, которые построены на подчёркивании одного цвета другим, наибольшее значение имеют контрасты между тёплыми и холодными цветами.

Жёлтые и оранжевые цвета воспринимаются как тёплые, а фиолетовый, зелёный и синий – как холодные. Все тёплые цвета являются цветами активными, например, оранжево-красный цвет является самым активным, а противоположный ему сине-зелёный цвет – самым пассивным. Цвета, близкие к красному, создают впечатление более тяжёлых цветов в сравнении с холодными сине-голубыми цветами.

Понятие о локальном цвете. Цветовые рефлексы. Колорит.

Термин «локальный цвет» происходит от французского слова local, что означает «местный», и характеризует основную окраску предмета - зеленая трава, красный помидор, желтый лимон и т. д. Умение точно подобрать локальный цвет предмета и передать его зрителю - одно из основных требований реалистической живописи. В обычных условиях локальный цвет доминирует и тем самым мешает начинающему художнику увидеть, незначительные изменения в цвете отдельных плоскостей предмета. В природе локальный цвет зрительно изменяется в зависимости от расстояния, характера освещения (дневной, искусственный свет), цвета окружающих поверхностей.

Цвет мы воспринимаем благодаря свету. Чистые белые лучи света (дневного), падая на поверхность предмета, окрашиваются в его основной, локальный цвет. Окрашенные лучи, идущие от искусственного источника света (неоновой лампы) или через цветные стекла, а также отраженные от рядом находящихся поверхностей, попадая на предмет, смешиваются с его цветом. Отражаясь от него, они несут уже новый цвет, не похожий на локальный цвет предмета. Например, свет от желтого предмета, попадая на поверхность синего, отражается от нее уже зеленым. Эти окрашенные лучи образуют рефлексы. Если рефлектирующая поверхность имеет ту же окраску, что и сам предмет, на который падают лучи, цвет рефлекса становится более насыщенным. Яркость (видимость) рефлексов во многом зависит от фактуры предметов. Матовая (шершавая) поверхность имеет слабые, едва заметные рефлексы. Предметы с глянцевой поверхностью (стеклянные, керамические, металлические) обладают яркими рефлексами.

Окружающие предметы на матовых поверхностях отражаются расплывчатым пятном. На глянцевых, в особенности никелированных, они отражаются, как в зеркале. В умении правильно подмечать и передавать рефлексы заключается одна из особенностей искусства живописи. Отличие рисунка от живописи состоит в том, что в рисунке мы моделируем форму предмета (выявляем объем) светотенью (тоном), а в живописи, кроме того, объем выявляется цветом.

Световая поверхность предмета имеет один цвет, в полутени другой, а в тени третий. В особенности богата цветовыми рефлексами теневая поверхность предмета. Главное здесь в соблюдении единства (гармонии) цветов, или, как говорят живописцы, в единстве колорита.

Термин «колорит» происходит от латинского слова color (краска, цвет). Слово «колорист» художники употребляют тогда, когда хотят сказать о живописце, что он тонко чувствует цвет. Этому термину разные художники придают различный смысл. И. Н. Крамской писал: «Художник-колорист, в настоящем смысле слова, будет тот человек, который находит на палитре именно тот тон и цвет, какой в действительности есть, или какой он большему числу людей кажется».

Термином «колорит» обозначают также красочность или богатство и разнообразие цвета. Слово «колоритный» мы употребляем и в обыденной жизни, когда хотим сказать, что данный объект нас восхищает своей красочностью, выразительностью, необыкновенным разнообразием свойств и качеств. В более узком понимании колорит означает соподчиненность находящихся в картине цветов. Колорит в живописи может быть интенсивным, насыщенным или, наоборот, приглушенным, высветленным. Под колористическим строем мы имеем в виду закономерность расположения цветов, когда каждый из них подчиняется определенному тону, светлоте и насыщенности. Естественно, что здесь возможны самые различные варианты: в одном случае доминирует тон, в другом - насыщенность, а в третьем - светлота; могут главенствовать одновременно светлота и тон, тон и насыщенность, насыщенность и светлота. В этом смысле закономерность колористического строя имеет много общего с тональной закономерностью звуков в музыке, где их гармоническое сочетание подчиняется мажору или минору, может быть взято повышенным (диезы) или пониженным (бемоли). Как в музыке безгранично богатство вариантов, так и в живописи колористический строй безграничен и разнообразен. Колорит присущ и физическим свойствам красок: акварельные и масляные краски создают яркие, звонкие и чистые гаммы цветов, гуашевые и темперные краски - приглушенные и матовые. Умение выдержать определенный колористический строй - сложное и тонкое искусство. Сразу решить такую задачу начинающему художнику трудно, поэтому учебной программой по живописи предусмотрен ряд натурных постановок с идентичными цветовыми характеристиками, затем подбирают предметы с отдаленными цветовыми контрастами и, наконец, ставят натюрморт из предметов, различных по цвету, фактуре и тону.