logo
Организация обзорки

Технология проведения выставок народного художественного творчества

Выставки также занимают особое место в арсенале средств социально-культурной деятельности, так как они представляют широкие возможности демонстрации результатов народного художественного творчества.

Выставки являются эффективным инструментом пропаганды народного художественного творчества, участие в них позволяет коллективам и отдельным участникам продемонстрировать и даже прорекламировать результаты своего творчества. Участие в выставке представляет уникальную возможность анализа тенденций развития жанров художественного творчества, способствует обмену информацией о новых технологиях и инновациях, позволяют сравнить творческие результаты разных коллективов или авторов.

В рамках выставок могут организовываться семинары, пресс- конференции, презентации и другие мероприятия, дающие широкие возможности представить свой коллектив и свои творческие результаты, заключить контракты, найти новых партнеров, спонсоров, меценатов, распространить информацию через широкий круг посетителей и журналистов, обменяться опытом работы.

Выставки можно классифицировать по следующим признакам:

1) По статусу выставки могут быть всемирными, международными, национальными, межрегиональными, региональными, местными.

2) По предмету и широте тематики - универсальными, многоотраслевыми, общеотраслевыми, специализированными, ярмарочными и традиционными ярмарками-продажами.

3) По времени проведения - постоянно действующие выставки, продолжительного срока действия, среднесрочные и краткосрочные.

4) По частоте повторения делятся на единовременные и регулярные (ежегодные, сезонные).

5) По месту проведения - проводимые в разных или постоянных местах. Также выделяют выставки с переменным местом проведения и передвижные выставки, которые проводятся в различных городах или странах.

Все выставки можно разделить на следующие типы:

& Торговые выставки, посещение которых организуется только по пригласительным или только для специалистов или бизнесменов, например, ярмарка игрушек. Существует некоторые события, которые интересны как для широкой общественности, так и для специалистов. В этом случае для каждой категории устанавливаются свои дни посещений, например, на выставках автомобилей или мебели.

& Выставки, проводимые на открытом воздухе, которые объединяют в себя особенности шоу и профессиональной выставки.

& Частные выставки, проводимые в собственных или арендованных помещениях, и на которые специально приглашают гостей.

& Отличаются торговые ярмарки в других странах, проводимые с целью продвинуть продукцию страны-участника, привлечь импортеров или принять участие в международном шоу со своими национальными павильонами и стендами, и различные выставки типа “Экспо” или совместные мероприятия, организованные для субсидирования участия небольших структур бизнеса на выставке (размещение на одном стенде).

& Мобильные шоу, выставки, транспортируемые трейлерами, поездами, специальными транспортными средствами или воздушным транспортом. В плавучие выставки также переоборудуются суда, которые заходят в различные порты, на их борту свою продукцию могут демонстрировать многочисленные учреждения.

& Переносные выставки, которые могут проводиться в общественных зданиях, в фойе различных зданий, библиотеках, отелях, железнодорожных станциях, они могут быть как публичными, так и частными.

& Выставки для витрин магазинов, фойе гостиниц, железнодорожных станций и помещений в аэропортах. Такие выставки организовываются в стеклянных витринах или сооружаются на специальных панелях на отведенной для этого территории. Здесь могут быть представлены модели, образцы, фотографии, диаграммы и другие экспонаты.

& Недели продаж, которые проводятся в крупных магазинах в иностранных городах, спонсируемые органами власти, торговыми ассоциациями, производителями, туристическими организациями и другими структурами. Как правило, их проведение сопровождается соответствующим оформлением витрин и демонстрациями, проводимыми в магазинах, а в некоторых случаях и театрализованными представлениями с участием актеров, певцов и танцоров из страны-участника. Во время этого события устраиваются показы мод и другие мероприятия, которые можно вписать в проведение такой недели.

& Специальные выставки, к примеру, расстилка - демонстрация ковра в аэропорту или на железнодорожном вокзале в таком месте, чтобы по нему прошло как можно больше участников.

Выставочная работа представляет собой совокупность целенаправленных действий целого ряда людей. Выставку в музее создают научные сотрудники, реставраторы, художники, оформители, осветители, компьютерная служба, и технические работники. Экспозиция в клубе, центре, доме творчества создается организатором выставочной деятельности, который должен быть знаком с основными приемами экспозиционного мастерства.

Одним из правил организации выставки являются, концепция экспозиции, которая представляет собой письменный документ, в нем последовательно указываются, название выставки, ее тема (чему она посвящена), основное содержание. В экспозиции представляют творчество конкретного мастера, вид декоративно-прикладного искусства, деятельность центра или кружка.

Применительно к названию можно обозначить ряд требований, перечень которых не следует считать исчерпывающим:

- в названии выставки должно быть не более четырех-пяти слов, так как, мгновенное зрение человека не в состоянии воспринимать информацию, превышающую установленный психологами объем. Заголовок, превышающий пять слов, не закрепляется мгновенным зрением посетителя. Для осмысления информации свыше пяти слов человеку необходимо сосредоточиться, задуматься, и приложить определенные мыслительные усилия.

Экспозиция может быть приурочена важному событию: празднику, юбилею коллектива, проекта или конкурса, актуальность может заключаться просто в большой популярности и востребованности. Цели и задачи экспозиции могут быть просветительскими или популяризаторскими:

- повысить уровень знаний посетителей, их информированность, сформировать интерес к теме выставки;

- учебные - усвоение знаний, навыков и умений;

- формирующие личностные качества, прежде всего это развитие эстетического вкуса у детей, стимулирующие творчество; развлекательные.

Выставки народного художественного творчества различаются:

1. По месту размещения:

- стационарные: в музее, Доме культуры;

- передвижные: в школе, в детском саду, на предприятии, кинотеатре;

2. По продолжительности работы;

3. По содержанию экспозиционных материалов: систематическая или коллекционная (ее основу составляет коллекция предметов);

4. Тематическая, посвященная определенному виду творчества;

5. Монографическая, посвященная деятельности одного коллектива или лица;

6. Художественно-мемориальная, посвященная памяти какого-то художника, мастера или памятному событию;

7. Юбилейная (из частного собрания);

8. Персональная, посвященная творчеству одного автора.

Анализ экспозиций и выставок показывает, что усредненная экспозиция не интересна, для специалистов она не дает ничего нового, для посетителей она скучна и непонятна. Создавая выставку, автор всегда должен думать, для кого она, какой категории посетителей будет интересна, и при монтаже пользоваться определенными приемами, рассчитанными на разные возрастные категории, разный уровень профессионализма и разный возраст. Необходимо обладать высоким уровнем мастерства и опыта, чтобы создать универсальную экспозицию, где посетитель любого возраста, уровня культуры и знаний.

Оборудование и художественное решение выставки играет важную роль в организации экспозиционной деятельности. Предметы, которые выставляются в экспозиции, являются содержанием, а оборудование - витрины, стенды, подиумы и ее художественное и стилевое решение – форма подачи материала. Эти вспомогательные средства помогают преподнести материал посетителю. Они должны стилистически соответствовать материалу, не заглушая экспонаты. Оборудование и художественное решение выставки, на первый взгляд, незаметны, но без них выставка просто бы была набором предметов, а не организованным, художественным произведением.

Организаторам выставки, а именно службе связи с общественностью следует позаботиться о процедуре открытия и закрытия выставки, которые должны быть динамичными, чёткими и запоминающимися.

Во время работы выставки проводятся и всевозможные развлекательные мероприятия на стенде, например, встречи со знаменитостями (ток-шоу), но это не должно превращаться в шоу ради шоу и нарушать работу соседнего стенда.

Кроме рекламных акций на выставке и на стенде, служба по связям с общественностью работает и журналистами. Пресса считается эффективным и не дорогостоящим средством привлечения внимания общественности к предприятию и его продукции, а также в целом к выставке. С этой целью службы, занимающиеся выставочной деятельностью, учреждений могут готовить сообщения для печати во всех их видах. Связи с общественностью осуществляется через организацию общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования учреждения и повышения ее репутации, которая осуществляется разными путями, но, прежде всего через средства массовой информации. Поэтому отношения со средствами массовой информации, прессой выступают важнейшим элементом всей системы связей с общественностью.

После закрытия выставки контакт желательно закрепить коротким благодарственным письмом, звонком, приглашением на следующую выставку или просто на встречу. Таким образом, организация выставочной деятельности коллективов народного художественного творчества - необходимый и важный составляющий компонент в планировании деятельности каждого учреждения социально-культурной сферы и она является одним из самых распространенных и эффективных рычагов по развитию народного художественного творчества в современном обществе.