2. АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИОННО-КОНСТРУКТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО КОСТЮМА
Таблица 1. Анализ элементов композиции византийского костюма
Элементы композиции |
Описание, изображения |
|||
Схематическое изображение изделия, название, назначение Нижняя туника - надевается на голое тело Туника (стола) - одевается поверх нижней туники Мантия - покрывает обе туники Покрывало - закрывает грудь, спину и плечи Шарф - перебрасывается через плечи и спускается до колен |
Туника одевается на голое тело, плотно прилегает к шее; длинна - до пола, рукава длинные, зауженные в запястье. Туника (стола) - выглядит как длинная рубашка, расширенная к низу, с XII века укорочена до колен. Рукава - длинные, расширенные к запястью. Мантия - одевается на тунику; длинна - до пола, в более поздние века - до колен. Застегивается на правом плече. Вместо мантии могли использовать покрывало - одевается на плечи, прикрывает грудь и спину до талии. Шарф (лорум) - один конец опускали спереди (по середине) и на уровне груди, отвернут его под углом, перекидывали его через плечо, на спину. На спине из лорума делали петлю, через неё продевали оставшийся свободный конец, пропускали его наперед и располагали по левой руке. Является драпированным видом одежды. |
|||
материал |
фактура |
Гладкая, жесткая |
||
орнаментация |
четкая крупная, символика |
|||
цвет основного материала |
излюбленное сочетание: красная стола, голубая мантия |
|||
цвет отделки |
золотой, затемненный красный |
|||
пластические свойства |
Нательные ткани - мягкие, полупрозрачные; Верхняя одежда - тяжелая, плотная, непластичная |
|||
Геометрический вид формы |
Стремится к цилиндрической форме |
|||
Линии |
по направлению |
вертикальные |
Складки, драпировка, украшения - вертикальные, слегка закругленные |
|
по типу |
конструктивные |
|||
по характеру |
прямолинейные, полукруглые |
За счет простого покроя и многослойности |
||
Детали |
Рукава, воротники, карманы, застежки |
Нижняя туника - воротник заужен в горловине, рукава длинные, зауженные к запястью. Верхняя туника - длинные широкие рукава. Мантия - широкие короткие рукава, закреплялась на правом плече завязками или кушаком. Карманы не прослеживались. |
||
Используемые цвета |
ахроматические |
Основной используемый цвет нижней туники - белый. Кайма на шарфе - белая |
||
хроматические |
теплые |
Часто используемый цвет в одежде и узорах - красный, золотистый (очень насыщенные). |
||
холодные |
Затемненный зеленый, у простых женщин - голубой |
Таблица 2.Анализ средств композиции византийского костюма
Средства композиции |
Описание, изображение |
||||
Схематическое изображение изделия, название, назначение |
|||||
пропорции |
Арифметические |
выраженные |
конструктивно, декоративно |
Завышенная линия талии (1/3), рукав мантии укорочен до 1/3. |
|
Геометрические |
конструктивно, декоративно |
Стремится к цилиндрической форме |
|||
«золотое сечение» |
конструктивно, декоративно |
Прослеживается в некоторых подпоясанных костюмах |
|||
Вид ритма |
Прямой равномерный |
Просматривается в туниках, лорумах, верхней одежде с заложенными складками и драпировкой. |
|||
Пропорционально-последовательный |
Просматривается в вышивке, орнаменте (Рис. 5) окантовок, оплечий, шарфах - активный, порывистый |
||||
Симметрия |
Вертикальная ось симметрии в тунике, столе |
||||
асимметрия |
В мантии, в использовании шарфа (лорума) |
||||
Цветовые сочетания |
Контрастные |
Используют женщины из простого народа: красная туника и голубой морфий |
|||
Родственно-контрастные |
Просматриваются в некоторых окантовках костюмов |
||||
родственные |
В основном используются однотонные ткани и одежда |
||||
контраст |
в светлоте |
Действие контраста низкое из-за использования цвета практически одинаковой светлоты |
|||
в фактуре |
Незначительный из-за использования в основном шелковых полотен |
||||
в форме |
Незначительный из-за стремления к цилиндрической форме, «упаковке», даже форма головы визуально увеличена из-за прически и головных уборов |
||||
в направлении линий |
Выражается в основном в окантовке изделий |
||||
нюанс |
в светлоте |
Выражен в многослойности одежды - нижняя светлее, верхняя - темнее |
|||
в фактуре |
Развитие фактуры от нижней до верхней одежды: от гладкой, тонкой, прозрачной к плотной и тяжелой |
||||
в форме |
Выражается в одежде, расширенной к низу и расширенных рукавах |
||||
в направлении линий |
Прослеживается в окантовке изделий: один и тот же рисунок каймы в верхней части одежды с небольшой шириной, в нижней достаточно широкий |
||||
тождество |
в цвете |
Используются в основном однотонные полотна стулы и мафория (плаща). Нижняя туника как правило светлее, т. К. очень тонкая, практически прозрачная |
|||
в светлоте |
Используются, но не во всех костюмах |
||||
в фактуре |
Наблюдается из-за использования в основном шелковых полотен |
||||
в форме |
Длина и ширина нижней туники совпадает с верхней, ширина рукава мантии совпадает с верхней туникой |
||||
в направлении линий |
просматривается в основном в направлении складок или драпировки |
- 4.2. Творческая трансформация первоисточника при создании современного костюма.
- Разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом
- Тема 5. Характеристика основных стилевых решений современной одежды
- Минимальный костюм.
- Проектирование базовой формы костюма и на ее основе – комплектов предметов одежды в условиях современного производства
- 3. Орнаментальная композиция в костюме
- 8. Современный костюм
- Определения: «костюм», «одежда», «ансамбль», «культура»