logo
"Революция" Караваджо и "Караваджизм" в западноевропейском искусстве XVII века

Введение

Ведение истории изобразительного искусства семнадцатое столетие - это эпоха «великих мастеров» , хронологически последовавшая за Возрождением, связанная с ним разносторонней преемственностью и относительной сопоставимостью в масштабах задач и высоте свершений . Общий характер культуры и искусства Италии в 17 веке был обусловлен всеми особенностями ее исторического развития. Именно в Италии зарождается и получает наибольшее развитие искусство барокко. Однако, будучи господствующим в итальянском искусстве 17 века, это направление не было единственным. Кроме него и параллельно с ним развиваются реалистические течения, связанные с идеологией демократических слоев итальянского общества и получающие значительное развитие во многих художественных центрах Италии.

Это не просто время перехода от эпохи Возрождения (14-16 вв.) к эпохе Просвещения (17в), а большая значительная самостоятельная фаза в развитии мировой культуры. Поэтому при всей неравномерности движения стран (что и будет определять национальные особенности духовной жизни, создание национальных школ), большое значение уделяется общим моментам, таким, как мироощущение, миропонимание.

Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени. В эту эпоху завершился процесс локализации больших национальных художественных школ, своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, так и художественной традицией, сложившейся в каждой стране, - Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции. Это позволяет рассматривать 17 в. как новый этап в истории искусства.

Мастера итальянского барокко впервые увидели мир очень сложным, наполненным тайной. Они не побоялись показать, насколько слаб человек, как противоречива и сложна его натура, какие страдания и трудности ожидают его на пути к высшим духовным ценностям.

Для культуры Италии в целом более характерно сосуществование стилевого и жанрового начала. Эта ситуация, отмеченная не только расчленением жанров внутри одного вида искусства, но так же обособлением и спецификацией различных искусств Большинство выдающихся мастеров 17 века, заметно утрачивает многосторонность, составляющую отличительную черту гениев Возрождения.

Ведущая роль в художественной жизни Италии 17 столетия принадлежала Риму. В 17 столетии Рим привлекал к себе внимание как международный художественный центр не только памятников прошлого , но также и активным участием его мастеров в выработке новых образных концепций.

Европейская культура 17 века является объектом исследования в данной курсовой работе. Предметом же исследования является творчество Караваджо и направление искусства «Караваджизм».

Цель курсовой работы

Изучить творчество итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо и влияние на формирование европейского искусства 17 века, понять характерные особенности его живописи, основные художественные идеи, рассмотреть эволюцию композиции и письма художника. Определить в чем новаторство его творчества, какими шедеврами Караваджо произвел «Революцию» в религиозной живописи. Охарактеризовать развитие Реализма Нового времени на примере Караваджо и его последователей. Дать оценку исторической значимости творчества Караваджо. Изучить направление в европейской живописи XVIIв - «караваджизм», центры его развития, последователей и заимствование ими приёмов и сюжетных мотивов Караваджо.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1. Рассмотреть характерные черты культуры 17 века.

2. Определить основные вехи развития искусства западноевропейских стран.

3. Рассмотреть творчество итальянского художника М. Караваджо, как одного из самых ярких представителей данной эпохи.

4. Проанализировать влияние творчества Караваджо на формирование изобразительного искусства в Европе 17 века.

Актуальность настоящего исследования состоит в том, что, творчество итальянского мастера Караваджо поражает своим мастерством, новаторством , натуралистичность. Немногие художники имели, подобно Караваджо, такое сильное влияние, прямое и опосредованное, на современных ему мастеров и на последующее искусство. Своими шедеврами Караваджо проводит «Революцию» в живописи, не только в плане техники и манеры, но и в плане сюжета. Резко обозначенный контраст между светом и тенью, известный как светотень, связан с именем великого живописца итальянского барокко -- Караваджо, который открыл этот прием и сделал его, если можно так выразиться, своей визитной карточкой. Во всех его произведениях - от дерзостно-смелых первых полотен до великолепных произведений центрального периода и, наконец, до одинокого монолога его последних картин - видна творческая энергия и жажда обновлении.

Значительно влияние его творчества на последователей «караваджистов», этим ему удалось стать родоначальником определенного этапа в развитии нового искусства -- искусства Нового времени.