logo search
Развитие оформительского искусства

Глава 1. История развития оформительского искусства

Оформительское искусство область декоративного искусства; временное художественное оформление домов, улиц, площадей, производственных территорий, садов и парков в дни общественных празднеств, а также оформление витрин, демонстраций и праздничных шествий, спортивных выступлений, парадов, различного рода экспозиций и выставок. Оформительское искусство, пользующееся выразительными средствами архитектуры, скульптуры, живописи, графики, театра, музыки, киноискусства и светотехники, позволяет создать образцы массового синтеза искусств, отличающиеся ярким эмоциональным воздействием на участника или зрителя. Взаимодействуя с городской, спортивной, выставочной и т.п. архитектурой, оформительское искусство, в отличие от нее, обычно заключает в себе программное, конкретное, наглядно-агитационное содержание. Оформительское искусство родственно театрально-декорационному искусству; но если в традиционном театре декорации, оформляющие единовременное действие на сценической площадке, воспринимаются извне, из одной точки зрительного зала, то оформительское искусство зритель обычно воспринимает, находясь внутри многопланового пространства (например, выставки), или же сам становится участником художественно оформленного действия, развивающегося во времени и пространстве (колонны демонстрации, народные гулянья и др.).

Если монументальное искусство отражает дух и господствующие идеи эпохи в обобщённых, статичных, в значительной степени непреходящих художественных образах, рассчитанных на длительное и многократное восприятие, и использует "вечные" материалы (камень, металл, смальта и т.д.), то оформительское искусство, призванное быстро, публицистически остро откликаться на события сегодняшнего дня и украшать массовые празднества со всей их живой динамичностью, предполагает относительно беглый и преимущественно одноразовый осмотр. Поэтому в целях усиления своего воздействия на зрителя оформительское искусство прибегает к плакатному лаконизму образов, использует лёгкие и мобильные материалы и конструкции, острые пространственные и цветовые решения, сложные художественные эффекты (сочетание различных видов искусства, материалов, осветительных приёмов и т.д.). Произведения оформительского искусства в сочетании с архитектурой могут играть как подчинённую (включаясь в формы и ритмы архитектуры или подчёркивая её контуры или детали), так и самостоятельную роль, создавая пространственные композиции и декоративные решения в художественно-нейтральных внутренних объёмах (например, оформление выставочных павильонов).

Истоки оформительского искусства лежат в религиозных ритуалах древности, празднествах, посвященных солнцу, приходу весны и т.п., в древнегреческих процессиях, связанных с общественными событиями и военными победами, древнеримских триумфах. Театрализованное оформление средневековых массовых действ - религиозных процессий, карнавалов - часто становилось ярким проявлением народного художественного творчества. Если в средние века эстетическое единство произведений оформительского искусства складывалось более или менее стихийно, нося характер массовой импровизации, то с эпохи Возрождения усилилась организующая роль оформителя (обычно живописца или архитектора), подчинявшего театрализованное действо целостному художественному замыслу (в области оформительского искусства работали такие крупные мастера, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, П. Леско, Ж. Гужон, И. Джонс, П.П. Рубенс и др.).

В XV-XVIII вв. оформительское искусство развивалось в рамках ренессанса, маньеризма, барокко и классицизма и нередко являлось составной частью придворных феерий и триумфальных шествий (гирлянды, декоративные арки колонны, костюмированные композиции и сцены). Широко используя декоративную живопись и скульптуру, фейерверки, различные механические трюки, художники-оформители этого периода часто прославляли с помощью эмблем и аллегорий отдельные исторические события, личность монархов, создавая яркие жизнеутверждающие, проникнутые праздничным светским духом образы. В церемониях Великой французской революции 1789-94, в оформлении которых принимал участие Ж.Л. Давид, и празднествах Парижской Коммуны 1871, в подготовке которых участвовал Г. Курбе, оформительское искусство выступало как средство наглядной политической агитации, обращённой к народным массам. В нём важную роль играли аллегория, социальная сатира и гротеск. В конце XIX-XX вв. возрастает роль технических средств в оформительском искусстве, всё чаще применяются аудиовизуальные методы воздействия на зрителя (например, киноискусство), фотография и фотомонтаж, светокинетические конструкции. Важное место в современном оформительском искусстве занимает работа по усовершенствованию методов музейной и выставочной экспозиции, изучаются закономерности их восприятия зрителем. В тесной связи с проблемами музееведения мастера оформительского искусства стремятся активизировать зрительное восприятие, оттеняя наиболее важные и ценные экспонаты и самые существенные черты произведения, находя наиболее удачные сочетания экспонатов (в том числе различных видов искусства; например, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства).

Оформительское искусство капиталистических стран, с конца XIX в. всё чаще применяемое для коммерческой рекламы и официальной пропаганды достижений капиталистической промышленности (цветовая реклама, иллюминация, панно, плакаты, мобили, специально оформленные витрины, образцы промышленных изделий), нередко в чрезмерном изобилии "обрушивается" на зрителя, подавляя и ошеломляя его своей "кричащей" роскошью. Причём оно часто насыщается анти-художественными штампами так называемой массовой культуры, а порой и воинственно бесчеловечным милитаристским духом. Вместе с тем многие крупные зарубежные мастера добиваются оригинальных художественных решений, главным образом на национальных выставочных павильонах Всемирных выставок (А. Аалто в Финляндии, Тангэ Кэндзо в Японии). Оформительское искусство в социалистических странах служит целям утверждения социализма, пропаганде его завоеваний и прогрессивных общественных идеалов, борьбе за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами.

Человек устроен так, что еще с древних времен, делал все, чтобы его жилище выглядело оригинально и красиво. Привычке украшать свое жилище по последнему слову моды, он не изменил, даже переселившись из холодных и сырых пещер в современные комфортабельные дома и офисы

Художественный уровень росписей жилищ человека рос вместе с развитием цивилизации. Вполне удачные попытки нанесения рисунков на стены своих домов можно встретить и у древних египтян, греков, римлян, славян и т.д. Большей частью эти росписи носили бытовой и религиозный характер, выражая точку зрения человека как на мир "лунный", где жили те, кто управлял им, так и "подлунный", близкий и понятный ему.

Современный человек имеет значительно больше возможностей расписывать свое жилье, так как ему заблагорассудиться. Изменилось общество, в котором стало на порядок больше свободы, усовершенствовались технологии, которые позволяют воплощать в жизнь самые, казалось бы, безумные поступки. В конце концов, за спиной сегодняшнего человека стоит огромная история росписи стен, на достижения которой он смело, может опираться.

За века культивирования человеком росписи стен сложилось несколько основных техник, с помощью которых, или на основе которых человек украшает стены домов. Расскажем об этом чуть подробнее.

Одной из наиболее популярных техник росписи стен является фреска (от итальянского fresco, буквально - свежий). В этом случае живописное и яркое полотно пишется по сырой штукатурке. При этом используются краски, растворенные в воде. Когда фреска высыхает, на ее поверхности образуется тонкая пленка, которая защищает ее от неблагоприятных воздействий и делает ее фактически долговечной.

Хотя фреска встречается уже среди находок, относящихся к Эгейской культуры, ее истинный расцвет приходится на эпоху европейского Ренессанса. В этот период художники, практиковавшие фресковую живопись, значительно усовершенствовали технологию ее создания. Они использовали многослойные шлифованные грунты в которую добавляли мраморную пыль.

Величайшие мастера фресковой живописи той поры нам хорошо известны - в Италии средних веко - это Микеланджело и Рафаэль, на Руси - божественный Дионисий, расписавший стены Ферапонтова монастыря. Поэтому нет ничего удивительно, что фреска, соединившая в себе богатство красок, долговечность, масштаб и публичность изображения, легко вошла в христианскую культуру и заняла там очень достойное место, присутствуя как внутри христианских храмов, так и снаружи их.

Асекко (от итальянского - a secco - по сухому) - это уже роспись по сухой штукатурке красками, которые растираются на растительном клее, яйце или смешиваются темперными, масляными или акриловыми красками с известью.

Буон фреска (от итальянского buon fresco - "чистая фреска") - фреска, которая пишется без примеси темперы.

Сграффито, или граффито (от итальянского sgraffito или grafrito, буквально - выцарапанный) - особая фресковая живопись, создаваемая с помощью довольно сложной технологии. При ее использовании стена, на которую должна быть нанесена фреска, сначала покрывается черным, а затем белым грунтом. В последнем из созданных слоев рисунки выскабливается до черного грунта.

Эту технику открыли еще древние греки, а благодаря прочности нанесенных с помощью ее нее рисунков, в Италии эпохи Возрождения сграффито очень широко применялись при украшении стен различных архитектурных сооружений

Еще одна интересная техника - венецианская штукатурка. Ее отличает очень сложный состав, в который входит мраморная, гранитная пыль, а также гашеная известь и красители. К достоинствам венецианской штукатурки относится ее удивительная способность создавать очень реалистичные имитации текстур. Своим названием эта техника украшения интерьера обязана тем, что с ее помощью в Италии эпохи Возрождения и на Мальте украшали огромное количество дворцов, замков, соборов, домов общественного назначения.

Более того, покрытая воском венецианская штукатурка создает впечатляющий эффект глубины рисунка и полупрозрачности стен. Недаром с помощью нее художники эпохи Возрождения обогатили интерьеры зданий той поры великолепными художественными изображениями.

Отделка декоративной штукатуркой в истории

Все прекрасное, которое связанно с искусством, пришло к нам из глубин истории. Так, например, архитекторы Древнего Рима широко использовали венецианскую штукатурку в своем ремесле. Возможно, что венецианская штукатурка нашла свое применение еще раньше.

Отделка декоративной штукатуркой весьма распространена и сегодня, но кто же впервые стал практиковать такой изысканный способ декорирования стен и потолков? Увы, история этот факт не открывает. Одно известно точно, это умелец использовал удачное сочетание компонентов - песок, крошка камня, мрамор. Используя такой материал, лучшие мастера постепенно возводили римские знатные дома и святые обители.

Чего стоят неповторимые памятники архитектуры Венеции, в которых прекрасно сочетаются материалы имитирующие мрамор и некогда популярный и дорогой Истрийский камень! Для города, раскинувшего ожерелье своих островов посреди воды - это не только потрясающе красиво, но и практично, так как отделка декоративной штукатуркой именно из таких материалов долго могла не поддаваться влаге, была износоустойчива и долговечна.