1.2 Источники возникновения сада. Условия формирования искусства
Генетические корни японского сада с его формализованными компонентами, приемами композиции уходят в древние «доархитектурные» формы. Уходят в тот период истории Японии, который можно было бы назвать первым этапом культурного развития этой цивилизации, связанным с поклонением силам природы. Именно тогда в древней Японии сформировалась религиозная система «синто» -- «путь богов», которая впоследствии определила не только принципы формирования садово-паркового искусства, но и многие особенности японской культуры.
В древнем синтоизме отсутствовали визуально воспринимаемые символы божеств, их идентифицировали с конкретными предметами или явлениями природы. Обожествление всего окружающего мира выражалось в утверждении: божество нельзя видеть, но его можно ощущать путем переживания красоты природы и ее ритма, можно приобщиться к божеству и, созерцая, постичь истину.
Места поклонения создавались из предмета - камня, огороженного веревками, и засыпанного галькой пространства, обычно прямоугольного, в котором это божество существует. Место поклонения не имело никаких сооружений и символически отделялось от окружающей природы, в сущности, оставаясь единым с ней. Искусство камней и эмоциональное отношение к ним было отчасти связано с фаллическими культами, специальные алтари которых сохранились до сих пор. Композиционная схема сада обязательно учитывает различие камней, выражающих мужское или женское начало. В течение всей своей истории Япония заимствовала художественные и другие идеи у разных народов. Однако, проходя через призму национального сознания и традиционного художественного опыта, идеи ассимилировались и совершенно видоизменялись, наполняясь новым смыслом в контексте каждой конкретной эпохи. Даже буддизм с его разработанной философией и сильной системой религиозных догматов получил в Японии иные формы, чем в Индии, Китае и других странах.
Наивный первобытный синтоизм послужил основой для двух важнейших эстетических идей, сформированных из обожествления природы и поклонения ей: символизации природной формы и символизации через пространственную форму.
В VI веке Япония официально приняла буддизм, который ассимилировал местное учение и трансформировал его в рёбусинто, смысл которого заключается в объединении синтоистского и буддистского божеств. Высокая духовность личности в мироощущении буддизма соприкоснулась с наделенной духовностью природой, что было основой основ синтоизма. Отсюда возникло совершенно особое восприятие окружающего мира, его неразрывного единства с человеком, их глубинной внутренней связи. Японская культура впитала в себя в значительной мере переработанные космогонические представления об инь -- ян и постоянстве изменений. «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три -- все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию» (Лао-Цзы «Дао-дэ-цзин»).
Общие буддистские тезисы о вездесущности Будды (он живет во всем, в живой и неживой природе), о перерождении (что, в общем-то, ставит человека в один ряд с природой во всех ее проявлениях) в сочетании с идеями даосизма и конфуцианства заняли важное место в осмыслении отношения человека к миру природы и его места в этом мире.
- Введение
- Глава 1. История возникновения японского сада
- 1.1 Определение понятия сада
- 1.2 Источники возникновения сада. Условия формирования искусства
- 1.3 Влияние религии на развитие садово-паркового искусства
- 1.4 Композиция сада
- Глава 2.периодизация развития японского сада
- 2.1 Нара
- 2.3 Дзенский сад
- Глава 3. Различие садов по типу, функциональности, сложности композиции
- 3.1 Стилевая характеристика
- 3.2 Функциональные требования
- 3.2.1 Сады при императорских дворцах
- 3.2.2 Храмовые и монастырские японские сады
- § 6 Садово-парковое искусство Китая и Японии
- 24.Формирование садово-паркового искусства Японии
- 1. Историческое развитие садово-паркового искусства
- 21.Садово-парковое искусство китая.
- 31.Садово-парковая культура японии.
- 3. Развитие садово-паркового искусства от древности.
- 14.Особенности садово-паркового искусства Востока.
- 1.8. Современные направления садово-паркового искусства.
- 1.3. Садово-парковое искусство стран Востока.