logo
ИМАМ

21.Садово-парковое искусство китая.

Особое отношение к природе в культуре Китая основано на понимании природы как выразительнице космических сил в религии Дао. Архитектура, человек и природа всегда мыслились как единая социально-вселенская общность. Поэтому пейзаж и пейзажный парк всегда включались в архитектурный ансамбль. Искусство паркостроения было очень развито в средневековом Китае. При разбивке парка учитывались все естественные составляющие данного ландшафта использовались лучшие из них. Появились определённые принципы создания садово-парковых ансамблей. Основой композиции парка являются отдельные естественные по виду уголки, разнообразные, но объединённые в единое целое. Все элементы паркового ландшафта создаются искусственно, но им придаётся естественный вид. Создаются скалы, водопады, озёра, острова, подбирается растительность, цветущая в разное время года, различные декоративные породы деревьев. Распределяются массы света и тени. Определяются основные точки восприятия композиций в пространстве и в этих точках устанавливаются беседки «тин» или павильоны, прогулочные галереи «лан» делались часто крытыми для защиты от солнца и дождя. Особенно декоративными элементами парка были мосты или маленькие декоративные мостики «горбатой» формы. Скульптуры животных и ворота «пай-лоу» тоже часто были элементами паркового ансамбля.Самые известные парковые ансамбли Китая – парк Бэйхай в Императорском городе Пекина (период Мин), парк Ихэюань близ Пекина (период Цин). Европейцы появились в Китае впервые в XVI в. и были поражены красотой его архитектуры и искусства. В XVII – XVIII веках «китайский стиль» стал очень популярен в Европе.В царских дворцах создавались интерьеры в «китайском стиле», в парках устраивались «китайские уголки», из Китая привозились предметы декоративно-прикладного искусства, создавались коллекции фарфора. В Китае были изобретены бумага, книгопечатание, фарфор, порох, прибор для предсказания землетрясений и многое другое. Принципы китайского паркостроения были также использованы европейцами.

22.Особенности культуры и религии Японии. 1. Япония – это одна из древнейших стран Дальнего Востока, создавшая интересную и самобытную культуру. На становление этой культуры оказало влияние во-первых, то, что это государство расположено на островах, во-вторых – своеобразный климат. Япония занимает территорию 4-х островов в Тихом океане: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку и множества малых. В древнейшие времена их населяли племена айнов, жившие родовыми общинами и занимавшиеся охотой и рыболовством. Сложные климатические условия оказали заметное влияние на национальный характер японцев и отразились также в особенностях японской архитектуры и искусства. Движение, неустойчивость, беспрестанное становление окружающего мира и жизни человека, способность быстро менять место жительства и не сожалеть об утраченном сформировали мировоззрение японцев, отличное от европейского. В формировании архитектурного пространства они стали видеть одно из средств воплощения идеи “дао” – части пространства связаны и взаимно перетекают, отсутствуют чёткие разграничения внешнего и внутреннего пространств. Композиция разворачивается во времени, фрагмент за фрагментом, как смена эпизодов (кадров). Конец и начапло неопределенны, внимание сосредоточено на непрерывном развитии темы. Божества – силы природы – в Японии не старались персонифицировать, его образом служило само место обитания. Поэтому сами пространства имели символическое значение.В этом пространственном понимании архитектуры японцы на много столетий опередили Европу и Америку, где такой подход появился только в начале XX века, и то не без влияния японской архитектуры. Архитектурная концепция модернизма строилась во многом на базе принципов именно японской национальной архитектуры. Провозвестником этих идей стал известный американский архитектор Френк Ллойд Райт. Национальная японская религия – Синто («путь богов») зародилась ещё в эпоху неолита и окончательно сложилась в государстве Ямато (II – III вв.). Древняя мифология отражена в рукописях «Кодзики» и «Нихонги» (VIII в.). Героями мифов віступают боги-“ками”, которые делятся на высших (небесных), земных и ками-духов, проявляющихся в предметах и явлениях природы. Пятое поколение богов – Идзанаки и Идзанами – обращают жидкую землю, плавающую по морским волнам, в острова, составляющие Японию. Их старшая дочь Аматэрасу становится богиней солнца, покровительницей земледелия, её брат Цукиёми – богом Луны. Реки, колодцы, Пруды, моря, водопады, леса были также населены богами. В священных местах ставились бронзовые зеркала, затнм на этих местах стали возникать синтоистские святилища. Посредниками между небесными божествами, духами и человеком были женщины-медиумы – “мико”. Синтоистские храмы имели вид небольшой свайной постройки, напоминавшей по своим формам древний деревянный амбар для хранения зерна с высокой скатной крышей. Храмы посвящплись обычно богине солнца Аматэрасу или богине злаков Тоёукэ, территория ограждалась несколькими прямоугольными деревянными оградами. Храмы перестраивались через каждые 20 лет, для перестройки храма делалась вторая площадка, подобная первой. Храм менял своё местоположение через каждые 20 лет. Таким образом до наших дней дошли в первозданном виде два наиболее почитаемых синтоистских святилища в Исэ и в Идзумо. Они решены в стиле, близком к народной архитектуре V – VII вв.: это свайные постройки, окружённые небольшой галереей. Высокая двускатная крыша с коньковым брусом, опирающимся на столбы, покрыта толстым слоем прессованной соломы. Коньковый брус сверху пригружен 9-ю поперечными брёвнами – «кацуоги». На фасаде крыши – перекрещивающиеся декоративные элементы – «тиги». Вход в храмик смещён от центральной оси вправо из-за наличия центрального опорного столба. Современные синтостские храмы приобрели больше декора: столбы окрашиваются в красный цвет, детали – в чёрный и жёлтый, в качестве декоративных элементов применяются бронзовые накладки. Древнейшие типы храмов и жилых построек – свайных хижин «такаюка» – оказали большое влияние на дальнейшее развитие японского национального архитектурного стиля: в архитектурном решении фасада чётко разделяютяся несущие и несомые элементы конструкции, подчёркиваются природные цвета и фактуры материалов, декор очень незначителен или вовсе отсутствует.

23.Периодизация культуры Японии.Япония – это одна из древнейших стран Дальнего Востока, создавшая интересную и самобытную культуру. На становление этой культуры оказало влияние во-первых, то, что это государство расположено на островах, во-вторых – своеобразный климат. Япония занимает территорию 4-х островов в Тихом океане: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку и множества малых. В древнейшие времена их населяли племена айнов, жившие родовыми общинами и занимавшиеся охотой и рыболовством. Они сейчас сохранились на северо-востоке страны. Это племена, пришедшие из Сибири, их язык относится к тунгусской языковой группе. С IV – III вв. до н.э. их начали вытеснять новые переселенцы с материка (из Кореи, Китая), которые начали заниматься земледелием и животноводством. В истории Японии выделяют 10 периодов:

1. Дзёмон – VIII – IV т.л. до н.э. Неолитическая культура, известная керамикой пластических форм, декорированной узором «след верёвки» – «дзёмон».

2. Яёй – III в. до н.э.- ок. 300 г. н.э. Сложение родоплеменных союзов на о.Кюсю и в центральной Японии. Появление жилищ – землянок и свайных – «такаюка», бронзовых колоколов «дотаку», керамики Яёй, суэ, хадзи.

3. Кофун – III – IV вв. н.э. Создание первого государства Ямато. Появление синтоистской мифолонгии, культа предков, гробниц-курганов («кофун»), ритуальной скульптуры «ханива».

4. Асука – 552- 645 гг. Начало феодализма. Введение буддизма в качестве государственной религии. Строение общества по китайскому образцу (деление на 12 рангов), появление чиновничества, изучение китайской культуры, освоение китайской письменности. Дипломатические отношения с Китаем. В 645 г. – переворот Тайка – ограничение власти феодальных родов, введение системы государственных чинов, появление чиновной аристрократии, устранение подневольного крестьянства. Государственное строительство дорог, каналов, дамб.

5. Нара – 645 – 794 гг. Раннефеодальное централизованное государство. Строительство новой столицы Нара по образцу Китайской столицы Чанъань. Развитие литературы, поэзии, истории. Строительство храмовых комплексов-монастырей Тодайдзи, Якусидзи, Тосёдайдзи в Нара, развитие буддийской скульптуры, фресковой живописи, скульптурных портретов, масок «гигаку», Появление сборника песен и стихов «Манъёсю», поэтических жанров «нагаута» и «танка».

6. Хэйян (Киото) – 794 – 1185 гг. Выделение поместной знати. Фактическая власть рода Фудзивара под титулами регентов и канцлеров. Появление религиозных сект Тэндай и Сингон (монастыри Энрякудзи и Конгобудзи. Разные направления религиозно-философской мысли. Религиозные общины отделяются от государства экономически и организационно, появляются монастырские владения, настоятелями монастырей стали члены знатных фамилий. Развитие искусства в монастырях. Появление новых божеств-бодхисатв, в которых воплощаются местные древние божества: богини Бэнтэн, Каннон. Появление лунного календаря и исторической хронологии. Отделение столичной культуры г. Киото от народной. Прекращение посольств в Китай, развитие национального начала. Изысканность придворной культуры, поэзии. Появление поэтических антологий и романов «Гендзи-моногатари», Исэ-моногатари», авторами которых были женщины: Сей Сёнагон, Мурасаки-сикибу, Идзуми-сикибу. Появление японского слогового письма. В связи с популярность культа Будды-Амида развивается садово-парковое искусство. Формируется ансамбль монастыря Бёдоин в Киото, в котором находятся храм Феникса (Хоодо) со статуей Будды Амида. (1053 г.). Начало японской национальной живописи Ямато, картин-свитков «эмакимоно», выполненных цветной и чёрной тушью на сюжеты поэзии и моногатари. Развитие театра «Бугаку» – придворных представлений в масках.

7. Камакура – 1185-1333 гг. Монастыри стали опорой императорской власти («инсэй» – власть монастырей). С 1192 г. власть фактически перешла в руки сёгунов – высшего военного сословия. Выделяются владельцы крупных феодальных владений и их вассалы. Большие феодальные кланы обладают военной силой и стремятся захватить власть. В середине XII в. власть захватил клан Тайра, в конце XII в.- клан Минамото. Минамото Ёритомо – первый сёгун Японии построил свою резиденцию Камакура в 1185 г. Формируется класс самураев – военных феодалов. В искусстве развивается портретная живопись, иллюстрации к военным эпопеям ("гу«ки"),появление «Хэйдзи Моногатари» – серии повествований о борьбе родов Тайра и Минамото. Строгость и простота военного быта отразилась в искусстве. Входит в моду народный стиль. Здания лишаются декора («благородная простота»). В 1274 г. была попытка нападения на Японию монголо-китайского флота, захвата о. Цусима и Ики, но тайфун уничтожил флот противника. В 1281 г. вновь тайфуном были уничтожены армады Кореи и Китая.

8. Асикага (Муромати) - 1334 – 1572 гг. «Второй сёгунат» дома Асикага появился после попытки императора Годайго вернуть себе престол в Киото. В 1336 г. могущественный феодал Асикага Такаудзи занял столицу своими войсками и стал сёгуном. Император, бежавший из Киото в Ёсино, образовал своё правительство и в стране появилось два лагеря: северный и южный. В 1392 г. южный лагерь распался и императорские рагалии были переданы императору в Киото, не имевшему реальной власти. В этот период интенсивно рвзвивается сельское хозяйство, растут города. Города образуются на пересечении торговых путей о вокруг монастырей и феодальных замков. Идёт постоянная борьба между местными князьями. Города превращаются в самостоятельную силу. Лучшими произведениями архитектуры стали феодальные замки. Храмы напоминают большие парковые павильоны. Развиается пейзажная живопись и садово-парковое искусство. В религии развивается направление дзен-буддизма, проповедовавшее самосовершенствование личности. В атмосфере этого учения искусство приобреиает новые черты: главным его предметом становится человек. В это время появляются в Киото Золотой и Серебряный павильоны, построенные в китайском ярусном стиле, сочетающие в себе изысканную простоту и соразмерность, гармоничность форм. Ярусный стиль распространяется в жилищном и замковом строительстве. Появляются чайные павильоны площадью 4,5 татами (7 кв. м.), где господствуют полумрак и тишина. С XVI в чайные домики появляются в усадьбах горожан. В храмах главное место занимали портреты наиболее уважаемых деятелей дзен-буддизма ( портреты «тинсо»). В лицах этих людей выражалась степень достигнутого ими духовного прозрения. Портреты сопровождались надписями- завещаниями учителей своим ученикам. Другой вид дзенского искусства – сумиэ – картины тушью на плотной бумаге. Главный принцип дзенского искусства – передать «ки» – таящуюся в предметах силу.

9. Момояма – 1573-1615 гг. В XVI в в Японию впервые попали европейцы. Вместе с ними проникает христианство, науки и ремёсла – астрономия, медицина, металлургия, печатное дело. Появляется огнестрельное оружие. Ведётся активное строительство феодальных замков, развивается интерьерная монументальная живопись школ Тоса и Кано. Расцвет керамики и чайного ритуала. Складываются типы жилых усадеб «синдэн-дзукури», «сёин-дзукури». В архитектуре утверждается ценность внутреннего пространства. Искусство приобретает мирской характер.

10. Токугава (Эдо) – 1615 – 1868 гг. Сёгун Хидэёси покровительствует европейцам, способствует проникновению в Японию христианства. В 1615 г. он был свергнут могущественным феоджальным родом Токугава, приверженцами национальной японской культуры. Они проводят политику изоляции страны. Для европейцев Япония была закрыта более чем на 200 лет и устанавливается режим феодального абсолютизма Токугава. В это врямя складывается городская культура в новой столице Эдо (Токио). Развивается жпнт поэзии хайку, театр Кабуки. Расцветает жанр классической японской гравюры «Укиё-э», развивается прикладное искусство и художественные ремёсла. Постепенно в Японии назрел общественно-политический кризис феодальной системы и произошла буржуазная революция Мэйцзи в 1868 г., ликвидировавшая сёгунат и установившая конституционную монархию.