logo
ИМАМ

41.Возникновение ислама.Архитектура арабских халифатов.

Первое упоминание об арабах можно найти в Вавилонских хрониках Нововавилонского царства (около 598 г. до н.э.). Об арабах писал и древнегреческий историк Геродот в V в. до н.э. Аравийский полуостров во все времена пересекали важные торговые пути – через Южную и Западную Аравию шла торговля Дальнего Востока и Средиземноморья, особо оживлявшаяся.Одним из первых городов была Мекка (VI – VII вв.), где была перевалочная база на караванном пути. Здесь в древние времена упал с неба метеорит и его считали священным камнем (он имел круглую форму). В месте падения метеорита арабы построили храм «Кааба» («куб») и поставили вокруг него идолов всех арабских племён – более 360. Арабы стали наиболее многочисленной народностью средневекового Ближнего Востока. К VII – VIII вв. арабы с поразительной быстротой расселились на огромной территории - от Испании до Северной Африки и Индии. Этому способствовало появление религии ислама, которую основал с 611 г. пророк Мухаммед. По преданию Мухамммед происходил от родоначальника арабов – Исмаила, сына библейского патриарха Авраама. Дед Мухаммеда Абд аль-Мутталлиб был старейшиной племени курайшитов. Мухаммед родился 29 августа 570 г. на окраине г. Мекки недалеко от Каабы. Его отец Абдаллах вскоре умер, и Мухаммед остался сиротой. В одну из ночей месяца рамадана 610 г., когда Мухаммеду было 40 лет, в пещере на горе Хира ему во сне явился некто могучий и страшный и приказал читать какой-то свиток. Когда Мухаммед отказался, так как читать не умел, явившийся дух (ангел Джибраил) сам прочёл пять строк этого свитка и приказал повторить их. Затем ангел являлся Мухаммеду 24000 раз и тем самым было положено начало Корану - священной книге, точной копии небесного подлинника. Особой любовью мусульман пользуются изображения, воспроизводящие тексты из Корана.В 622 г. Мухаммед и 75 его сподвижников основали в оазисе Ятриб в 350км.от Мекки город Медину («город Пророка»). В январе 630 г. они захватили Мекку и, разрушив языческих идолов, превращают Каабу в «Дом Бога». После смерти Мухаммеда в 632 г. его родственники Абу Бекр – отец жены Мухаммеда, Омар из рода Омейя, Осман и Али – дядя Мухаммеда поочерёдно становятся халифами и ведут захватнические войны, обращая население новых территорий в ислам. В 661 г. Али был убит. Второй халиф после Османа - Муавия, бывший наместник Сирии, перенёс столицу из Медины в Дамаск. Установилось господство династии халифов Омейядов.Первая мечеть была построена в Иерусалиме на вершине горы Мориа по велению халифа Аль Малика в 692 г., затем была построена мечеть т халифа Валида в Дамаске в 705 – 715 гг. В середине VIII в. в Хорассане (Иран) усилились Хашимиты из рода Али – дяди пророка Мухаммеда. Абу-аль-Аббас сверг Омейядов в Дамаске и с 750 г. начался период династии Аббасидов – потомков пророка Мухаммеда (Аббасидский халифат). Только один из 80-ти царевичей-Омейядов – Абдаррахман - уцелел. Он положил начало Кордовскому халифатуВ 762 г. халиф Джафар аль Мансур в 762 г. основал новую столицу – Багдад. Этот город стал столицей искусств и науки. Он имел форму круга, разделёенного на 4 части, имел 4 ворот. В центре был дворец и большая мечеть. Самый известный из аббасидских халифов – Харун-ар-Рашид (786 – 809 гг.) превратил Багдад в один из самых больших и культурных городов мира, стремился заключить союз с королём Карлом Великим. В этот период был создан самый известный шедевр персидско-арабской культуры – «Сказки тысяча и одной ночи». Сын Харуна-ар-Рашида – аль Мамун (813 – 833 гг.) основал «Дом мудрости» в Багдаде

42.Особенности градостроительства арабов.типы городов.Арабы как бывшие кочевники не имели собственного опыта градостроительства. Но тем не менее арабы оказались энергичными градостроителями. Первые города часто возникали как военные лагеря для местопребывания гарнизона, многие сложились вокруг рибатов – пограничных укреплённых форпостов. Военный лагерь со временем превращался в резиденцию правителя. Резиденция отделялась от столицы, образуя особый недолговечный “царский город”. На ранних стадиях развития арабской культуры сложилось три типа городов:

1. Исторически сложившиеся города на пересечении караванных путей, возле сложившихся рынков.

2. Военные города – крепости-форпосты с внутренним двором на новых завоёванных территориях (рибаты), для которых выбирались места, удобные для обороны.

3. Города-резиденции.

В местоположении и конфигурации города первостепенную роль играла топография местности. Для города выбирали возвышенность, склон горы, скалистое плато или выступающий мыс, где его оборона облегчалась природными условиями. Правильная конфигурация свойственна лишь городам равнины. В Двуречье утвердился круглый план под влиянием ранних сасанидских городов Ктесифона и Гура. Таким городом правильной круглой формы, разделённой на 4 части в плане был ранний Багдад. От римлян арабы переняли прямоугольный поан, близкий к Гипподамовой системе с пересечением двух магистралей (Сфакс в Тунисе).Основание города начиналось с возведения укреплений, дворца и мечети. Город окружался крепостной стеной, нередко двойной, с башнями. На верхней точке рельефа над городом (мединой) господствовала цитадель (касба или арк). В городских стенах прорезались ворота – с четырёх сторон или по числу путей, связывавших город с другими важными центрами страны. Городская застройка делилась на кварталы по этническому или социальному признакам. В центре города – шахристане – размещалась главная мечеть и торговые кварталы, где каждая улица была отведена определённому ремеслу. Рынки (сук) нередко выходили за городские ворота. Кладбища располагались за стенами города (в отличие от европейских городов). Города снабжались водой из рек и источников, нередко имели разветвлённую канализацию с открытыми коллекторами.