logo
ИМАМ

6.Ступа,чайтья и вихара и конструктивные особенности.

В центре двора размещалось священное сооружение – ступа. Она представляла собою круглое в плане полусферической или параболлической формы хранилище реликвий: святых мощей, урн с пеплом и других ценных предметов, увековечивающих какие-либо события, связанные с религиозным культом. Прототипом ступы была погребальная камера или надмогильный холм, делавшийся в форме полусферической тростниковой хижины.Со времён царя Ашоки III сохранилась ступа в Санчи, построенная около 250 г. до н.э. и позже увеличенная. Её высота 16,5 м., диаметр основания 36,6 м. В основании её лежит постамент в виде барабана, создающий обходную круговую площадку, на которую ведут две направленные навстречу друг другу лестницы. На вершине ступы – круглая площадка, на которой стоит квадратный в плане символический павильон, увенчанный стержнем с буддийскими «зонтиками» – символами ступеней самосовершенствования и восхождения к нирване. Ступа окружена каменной оградой, имеющей 4 ворот, ориентированных на 4 стороны света. Эти ворота (торана) высотой 10 м. покрыты скульптурой и рельефом, изображающими сцены из жизни Будды а также множество мелких божеств индуистского пантеона, слонов, львов и других животных. Сферическая форма ступа достигается за счёт вспомогательных внутренних конструкций – системы концентрических стен и перегородок между ними. Ложный свод выложен горизонтальными рядами кирпича и облицовай сверху красным песчаником. Внутреннее пространство ступы не используется.В эпоху расцвета буддийской религии в индии сложился новый тип храма – скальный храм «чайтья». В VI – V вв. до н.э., когда буддизм только зарождался, монахи устраивали храмы в пещерах естественного происхождения. Постепенно интерьеры пещер стали оформлять по образцу существовавших в то время деревянных храмов. Целый комплекс буддийских храмов и скальных монастырей – вихара – сложился с конца III в. до н.э. в местности Аджанта на обрывистом берегу реки. Снаружи чайтья предшествовала вырубленная в скале высокая ниша, оформленная рельефами и скульптурой. В верхней части стены делалось большое окно подковообразной формы для освещения интерьера храма. В храм вели три проёма: один большой (центральный) и два более узких боковых. Над входом устраивался портик, опирающийся на колонны. План чайтья имеет форму вытянутого прямоугольника с полукруглым завершением, где находится небольшая монолиная ступа. Два ряда колонн делят интерьер на три нефа, центральный из которых значительно шире боковых. Пространство боковых нефов имеет более низкий потолок и благодаря малому расстоянию между колоннами сильно затенено. Центральный неф имеет потолок в виде цилиндрического свода, покрытого высеченными в камне выступающими рёбрами, имитирующими конструкцию деревянного покрытия из гибких стволов бамбука. Такого же типа рёбра –“ложные брусья”- выходят наружу, обрамляя подковообразный оконный проём. Такая конструкиця в деревянном варианте сложилась ещё в эпоху неолита в хижинах “тода”и позже применялась в сельских домах для народных собраний. В каменном зодчестве, в основном, воспроизводились формы, сложившиеся в деревянном зодчестве.Некоторые чайтья достигают очень больших размеров. Например, Чайтья в Карли имеет длину 37,8 м., ширину 14,2 м. и высоту 13, 7 м. Колонны в интерьере чайтья покрыты рельефами, потолки были расписаны. Богатая пластика интерьера рассчитана на игру света и тени, границы внутреннего пространства постепенно теряются в полутьме пещеры. Монолитные формы индийского храма создаются скульптурными методами, здесь отсутствует понятие несущих и несомых конструкций. Конструкция во многом лишь изображается, элементы конструкции превращаются в декор и сохраняют полную аналогию с деревянным прототипом.