logo
ИМАМ

32.Живопись,гравюра японии.

В эпоху Момояма происходит возрождение национальной японской культуры. Художник Таварая Сотацу и каллиграф ханами Коэцу в XVI в. сформировали новую школу во главе с Тоса Мицуёси (1536-1613) при поддержке придворной академии живописи. Она просуществовала до XIX в. Художники этой школы черпали вдохновение в свитках «эмаки» эпохи Хэйян и принялись возрождать «дух Ямато». Эта школа использует традиции японского художественного ремесла, лаковой живописи, в которой декоративный узор сочетается с предметной формой. Основное здесь – материал, фактура, открытый, яркий цвет, ритмическая организация плоскости, нефиксированная точка зрения. Параллельно ей существовала другая школа – Кано, основоположником которой был Кано Мотонобу, который, следуя китайской традиции, взял за образец живопись тушью. Основные сьжеты – цветы, птицы, деревья на золотом фоне. Кано Эйтоку в середине XVI в. объединил обе манеры. Художники школы Кано Расписывали ширмы во дворцах и замках. Росписи этой школы расчитаны на фиксированную точку восприятия, для неё характерны мягкие переходы цвета, главное средство выразительности – линия, росписи масштабны человеку. Позднее появляются суперграфические мотивы, «ломающие» поверхность ширм. Создающие иллюзорное пространство. В XVII в. этот стиль развил художник Огатата Корин. Он расписывал ширмы, веера, лаковые шкатулки, гребни, сочетал с живописью золото, свинец, перламутр.Учение дзен говорило о том, что любой ручной или умственный труд может помочь человеку выйти из состояния пассивности на «путь пробуждения». Монахи занимались искусством. Их искусство передаёт течение жизни, пойманный моментнастроение, колорит. Пустой фон понимается как беспредельное пространство, космос, в котором нет пустоты. Наше сознание само должно связать воедино все элементы за пределами зримого. Монахи-художники совершенствовали своё искусство в Китае. Художник Сэссю создал студию, где преподавал искусство рисунка тушью. Художник Фугай создал портреты выдающихся деятелей дзен-буддизма.Среди военного сословия особо почиталось искусство каллиграфии (со). Из него черпалась энергия жизни, стремление к нравственному пробуждению, самообладание и благонравие в повседневной жизни. Внутреннее совершенство выражалось в уверенном и мгновенном движении руки при начертании каллиграфических знаков. Создавались картины из каллиграфического письма путём наложения идеограмм на темы буддийских сутр – получался эффект «непрерывного чтения». Для японской манеры характерна более изломанная линия в сочетании с точечной графикой, большая степень стилтзации. В период Токугава получил большое распространение жанр ксилографии – гравюры на дереве. Основная школа её называлась «Укиё –э» - «образы быстротекущего мира». Растущему городскому населению были недоступны дорогие работы мастеров живописи, а гравюра могла многократно тиражироваться, что делало её относительно дешёвой. Популярные образы городского быта, городские виды, портреты известных актёров и гейш – вот основные сюжеты гравюр. Вначале они были чёрно-белыми, затем стали цветнами. Для каждого цвета или оттенка требовалась отдельная доска. Основоположником жанра считается Хисикава Моронобу (1618-1694). Судзуки Харунобу создал в гравюре образ японской женщины-горожанки. Тесюсай Сяраку работал в жанре портрета, изображая известных актёров. Китагава Утамаро (1753-1806) создавал цветные гравюры, используя до 10-ти досок. Основная тематика его гравюр – портреты красавиц, актёров. Кацусика Хокусай (1760 – 1849) – пожалуй, наиболее известный мастер японской гравюра. Он создал цикл «100 видов Фудзи», самые известные гравюры этого цикла «Волна», «Красная Фудзи». Также он создал цикл «Путешествие по водопадам различных провинций», гравюры на темы легенд.Андо Хиросигэ (1787 – 1858) был мастером городского пейзажа. Он создал известные циклы «100 видов Эдо», «53 станции Токайдо».