51.Средневековый стиль сирии.
Древняя земля Сирии хранит в себе огромное количество памятников истории и культуры. На этой земле властвовали Финикия, Ассирия, Месопотамия, империя хеттов, Рим, Персия, Египет, Вавилон, Дамасское царство, Византия и Арабский халифат, и каждая империя оставила здесь архитектурные следы своего могущества. По этой земле маршировали фаланги Александра Великого и проносилась знаменитая конница Саладдина, здесь сталкивались армии самых разных завоевателей - от крестоносцев до орд Тамерлана, и лишь в 1946 г. эта страна получила настоящую независимость. Дамаск - один из самых древних городов мира и самая древняя из "действующих" столиц планеты (впервые упоминается в хрониках XV в. до н. э.). Возникший на пересечении караванных путей, Дамаск всегда считался столицей торговли восточного Средиземноморья. Многие века этот город манил к себе представителей разных культур и народов. Многие сотни лет слава мастеров Дамаска и слухи о несметных богатствах его рынков привлекали сюда, в плодородную долину реки Барада и оазис Гута, все новых и новых купцов. Именно здесь, по преданиям, Каин убил Авеля, здесь похоронен легендарный библейский царь Нимрод, здесь высился храм Юпитера Дамасского и здесь же принял христианство апостол Павел. Уникальным объектом, внесенным в списков Всемирного наследия ЮНЕСКО, считается "Старый город" Дамаска, окруженный римской стеной и сохранивший во многих местах доантичную планировку. Здесь интересны античные кварталы и Виа-Пекта ("Прямая улица"), мечеть Омейядов (VIII в., крупнейшая мечеть мира) с уникальными мозаиками, мавзолей Салах ад-Дина (1193 г.), в котором покоится прах легендарного султана, начавшего изгнание крестоносцев с Востока, резиденция турецкого вали - дворец Каср аль-Азем (1749 г., сейчас здесь находится Музей искусства и народных традиций), рака Св. Иоанна Крестителя (здесь хранится голова святого), кафедральный собор Антиохийской православной церкви - Храм Богородицы, подземная церковь Св. Анании (здесь был крещен апостол Павел), башня Баб-Кисан, мечеть Такия ас-Сулеймания (1554 г., считается одной из самых красивых в арабском мире), многочисленные средневековые медресе и рынки, в том числе знаменитый Сук-аль-Хамидийя с караван-сараем Хан Асаад-паша и крупнейшим рынком пряностей Бзурия. Крайне интересны Сейида-Зейнаб (гробница внучки пророка Мухаммеда, дочери халифа Али), Сейида-Рукыйя (гробница внучки халифа Али, дочери Хусейна), кладбище Баб ас-Сагыр, на котором похоронено множество исторических персон (Биляля Абиссинец - сподвижник пророка Мухаммеда и первый муэдзин ислама, знаменитый ученый аль-Фараби и др.), пещера Магарат ад-Дамм (именно в ней Каин убил своего брата) на склонах горы Касьюн, погребальный саркофаг Авеля и т. д.
52.АРХИТЕКТУРА ДВОРЦОВ И ДВОРЦОВЫХ КОМПЛЕКСОВ формировалась под сильным влиянием Сасанидов (Иран), от которых арабы переняли купольный аудиенц-зал с открытым на фасад трёхнефным сводом- айваном в качестве его преддверия. Загородные дворцы и охотничьи замки строились в первые столетия существования Халифата под сильным влиянием зодчества Лахмидов. Правители и наместники никогда не пользовались жилищем своих предшественников. Выбрав для своего жилища новое место из соображений безопасности, они тем самым обрекали старый дворец на медленное разрушение. Вот почему известны лишь немногие памятники средневековой дворцовой архитектуры.
53.Мавританский стиль.Магриб.Архитектура стран Магриба в XII—XV вв. интересна не только большим числом построенных светских и культовых зданий, но и появлением тенденций, характеризующих новую стадию в развитии средневековой художественной культуры арабского запада. В зодчестве, как и в других видах искусства, стало превалировать декоративное начало, отодвинувшее на второй план тектоническую ясность форм и конструкций здания. Произведение архитектуры в этот период не мыслилось без богатого, обычно многоцветного орнаментального убора. Тончайший арабесковый узор покрывает каждую архитектурную деталь здания, каждый участок поверхности стены. Орнамент, надписи, сталактитовые карнизы, своды, арки, образуя декоративно насыщенные динамичные композиции, лишь в общих своих контурах подчиненные основным линиям архитектуры здания, говорят об утонченной, изысканной роскоши. Интерьер, а иногда и фасады поражают тонкостью, изобилием, подчас кажущейся даже излишней щедростью орнаментально-декоративного убора. Прекрасный пример нового стиля в архитектуре Магриба представляет интерьер большой мечети в городе Таза, в конце XIII в. украшенной богато орнаментированным куполом перед михрабом.Характерными памятниками XIV в. являются многочисленные марокканские медресе, сохранившиеся в Фесе, Марракеше, Мекнесе и других городах. Здания эти представляют собой сравнительно небольшие постройки, состоящие из внутреннего двора, окруженного кельями учителей и учеников, и примыкающего с одной стороны помещения мечети . Сходные по типу здания марокканских медресе в художественном отношении решены очень разнообразно. Особенно интересны внутренние дворики, являющиеся не только композиционно-планировочными центрами построек, но и средоточием их художественного убранства. В решении аркады (чаще всего двухъярусной), в выборе декоративных материалов — цветных и монохромных, в композиции и характере мотивов орнамента зодчие и художники, украшавшие эти постройки, проявили огромное мастерство, тонкий вкус и почти безграничную художественную фантазию.В марокканских медресе пластическая выразительность архитектурной формы основана на сочетании света и тени, на применении разномасштабных арок и опор, то массивных и тяжелых, то легких и хрупких. Вместе с тем архитектура зданий не мыслится без богатейшего орнаментального убора, под цветным ковром которого совершенно исчезла гладь стен. Резьба мраморных капителей своей пышностью спорит с цветной инкрустацией панелей, белым и синим рисунком мозаик, тонким рельефным узором потемневших деревянных деталей. Геометрические и растительные арабески перемежаются с паутиной лепных сталактитов и полосами арабских надписей. в главном архитектурном ансамбле Гранады — знаменитом дворце Альгамбре. Не случайно в поэтическом представлении арабов Гранада и Альгамбра— «жилище наслаждения», сменившее величавый образ Кордовы—«обиталища наук».Альгамбра – дворец властителей небольшого государства Насридов (1230–1492) и последний оплот мусульман на Пиренейском полуострове. Цитадель и дворец Альгамбра (аль-Хамра' – «красная», араб.), находится в городе Гранада и была центром этого государства. Дворец Насридов (1334–1354) сейчас застроен более поздними зданиями эпохи Реконкисты. Однако часть его помещений сохранилась. На фронтоне над арочным сводом входа можно увидеть вырезанную ладонь с пятью пальцами, символизирующую одновременно пять столпов ислама, а также слово «Аллах». Два основных двора Альгамбры — Миртовый и Львиный — помещены под углом один к другому и соединяются узким малоприметным проходом.Миртовый двор, окруженный парадными покоями, является замечательным примером сочетания садово-паркового искусства и архитектуры. Середину двора почти во всю его длину занимают зеркальная гладь водоема и боскеты, над которыми поднимаются кроны миртовых деревьев. По торцам двор украшен аркадами на стройных невысоких колоннах; с северной стороны возвышается башня Комарес, внутри которой помещается Зал послов, служивший тронным залом.Несколько меньший по размерам Львиный двор был центром жилой части дворца. Со всех сторон он окружен портиками с колоннами и украшен фонтаном, чашу которого поддерживают двенадцать скульптурных львов. По коротким сторонам двора расположены павильоны, увенчанные куполами. Часть помещений открывается во дворы широкими арками. Львиный двор, назван так по 12 львам, которые поддерживают фонтан в центре двора. Для мусульман число 12 имеет сакральное значение, в частности, именно 12 львов поддерживали трон царя Соломона. Вода в фонтан двора поступает по четырем каналам (соответствующим четырем райским рекам). Дворик окружен портиками с 124 тонкими колоннами. С двух сторон он граничит с залом Двух сестер и с залом Абенсеррахов (по имени одного из знатных семейств времен Насридов). Стены обоих помещений украшены майоликой с росписью, потолки – резным стуком. Многочисленные сталактиты каскадами спускаются со сводов. Стены, арки, карнизы, в отделке которых использованы разноцветный мрамор и камень, окрашенный алебастр, мозаики и люстровые керамические облицовки, покрыты сложным узором из многоугольных геометрических фигур, причудливым переплетением стилизованных растительных мотивов и тончайшей вязью арабской каллиграфии. Задача зодчего Альгамбры заключалась в использовании всех доступных ему средств для создания роскошного, поражающего богатством своих интерьеров дворца, предназначенного и для пышных приемов и для интимной жизни восточного властителя.. Не остались в стороне и декораторы, которые оформляли интерьеры в «мавританском» стиле.В свою очередь, мусульманские архитекторы, вынужденные покинуть Испанию, стали строить в Магрибе здания, в облике которых ощущалось стремление возродить облик покинутой ими Андалусии.На территории Магриба в тот период уже было построено множество различных культовых и светских зданий. Архитектура свидетельствует о воздействии традиций художественной культуры кочевников-берберов, а также наследия античных и византийских городов Северной Африки. Они окружили его мощными стенами, а внутри уже в 1199 была построена самая большая в то время мечеть в Магрибе «Аль-Кутубийа».Альморавиды много внимания уделяли фортификационным постройкам. Кроме Марракеша, были укреплены Фес, Тлемсен и другие города. И сегодня характерной чертой арабских городов Северной Африки является наличие касбы – укрепленной цитадели и центральных торгово-ремесленных кварталов, называемых медина. Большие мечети Магриба обладают ярко выраженными местными чертами объемно-пространственного решения и декоративной отделки. Для них характерно обилие продольных и поперечных нефов, пересечение которых обозначалось крестообразными столбами, образующими арки. Разнообразна и форма арок, в одном и том же здании можно встретить арки подковообразные, «сломанные», циркульные, стрельчатые, фестончатые, с ламбрекенами и т.д.Своеобразны также перекрытия нефов наборными деревянными потолками, тип которых был заимствован из Андалусии. Небольшие сталактитовые купола, как правило, возводились перед михрабом.
- 4.Строительные каноны Шильпашастра и манасара.
- 4.Появление буддизма в Индии и ёё влиние на культуру и архитектуру.
- 6.Ступа,чайтья и вихара и конструктивные особенности.
- 7. Архитектура Новобрахманского периода.
- 8.Структура индуиских храмов. Южный и северный тип храмов.
- 9.Храмовые комплексы в малопалуре и эллоре.
- 10. Скульптура и живопись новобрахманского и буддийского периода
- 11.Архитектура Индии мусульманского периода.
- 12.Основные исторические периоды развития китайского государства.
- 13.Особенности религии и кльтуры древнего и средневекового Китая и их влияние.
- 14.Принципы китайского градостроительства.Трактат Чжоу-ли.
- 15.Конструктивная система «Доугун»
- 18.Пагода как тип сооружения.Формы и конструкции пагод.
- 19.Эпоха Тае.Формирование китайского стиля.
- 21.Садово-парковое искусство китая.
- 24.Особенности жилой архитектуры Японии.Типы жилищ.
- 25.Синтоиские храмы японии.
- 26.Буддийская архитектура периода Нары.
- 28.Период Хейнян.Г.Киото.
- 29.Жилая архитектура японии.(24)
- 31.Садово-парковая культура японии.
- 32.Живопись,гравюра японии.
- 33.Культура месоамерики и её периодизация.
- 34. Природные условия,стройматериалы религия.
- 37Религиозные центры.Майя
- 41.Возникновение ислама.Архитектура арабских халифатов.
- 43.Основные типы мечетей.
- 45.Типы арабских арок.
- 47.Подкупольные конструкции и системы равновесия и нагрузок.
- 48.Симетрия и пропорционироваия,построения формы.
- 49.Декор.
- 51.Средневековый стиль сирии.
- 55.Турция