logo
ИМАМ

43.Основные типы мечетей.

КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА. Первая мединская мечеть представляла собой навес во дворе жилища Мухаммеда. В захваченных городах приспосабливались для молитвы и здания других религиозных культов, даже не брезговали молиться бок о бок с христианами. Со временем архитектура была призвана поддерживать престиж новой религии, и мечеть стала главным объектом строительства. Предельно простые формы литургии не были связаны с какими-либо специальными требованиями к культовому зданию. Если в христианской церкви совершается служба, за которой следят верующие, и если храмы других культов представляли собой святилище или «Дом Божий», то мечеть является всего лишь «местом молитвы». Этой функции удовлетворял простой арабский тип мечети, состоявший из зала с кровлей на столбах и лежащего перед ним двора. Арабы становились на молитву рядами, как в строю, отсюда – преобладание ширины над глубиной. Молящиеся обращают лицо в сторону Каабы – домусульманского святилища Мекки, почитание которого включается в религиозный кодекс мусульман. Главная планировочная ось мечети, фиксирующая направление на Каабу, называется «кибла»..Элементом и знаком, отмечающим это направление, является в интерьере мечети ниша с арочным венчанием – михраб. Происхождение этого элемента, очевидно, связано с алтарями доисламских культов, распространённых на территории древней Аравии. Молитва совершается и во дворе, поэтому на дворовом фасаде нередко тоже делается михраб, который в этом случае называется «аназа». Христиане призывали молящихся в храм колокольным звоном, иудеи – звуком трубы, мусульмане стали возглашать призывом к молитве. Для этой цели стали возводить специальные башни – минареты, с которых служитель культа – муэдзин – созывал верующих на молитву. Мечети различаются своими размерами и функциями. В городе строилась большая соборная мечеть – «ал-масджид ал джами» – для общегородской пятничной молитвы. Также строились десятки маленьких квартальных мечетей для ежедневной молитвы. Большая мечеть города была не только культовым, но и политическим и культурным центром. При мечетях создавались крупные библиотеки, там читались лекции, а некоторые мечети, как например мечети ал-Азхар в Каире и Каравайин в Фесе, стали прославленными университетами арабского мира. В крупных городах строились также пригородные мечети – «мусалла» - для молений по годовым праздникам при большом стечении верующих.ТИПЫ МЕЧЕТЕЙ ПО ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОМУ РЕШЕНИЮ:

1. Мекканский тип – наиболее ранний, ведущий своё происхождение от домусульманских храмов. Это зальный тип мечети, где плоские балочные перекрытия кладутся на столбы или колонны, образуются поперечные нефы, параллельные стене с михрабом. Такая аморфная структура позволяет производить гибкую трансформацию плана: уширять здание в любом направлении, удлинняя нефы и увеличивая их число.

2. Дамасский тип – базиликальная схема, заимствованная из от Римской империи и ранней Византии. Это здание с продольными нефами, средний из которых шире и выше остальных. По оси этого нефа и размещается михраб. С помощью света достигалась большая выразительность и акцентировалась главная ось пространства.

3. Сводчатый тип с залом квадратной формы, перекрытым куполом. Этот тип заимствован из Ирана.

4. Совмещённый тип, совмещающий все эти типы или два из них (более поздние постройки).

С религиозным культом также связан такой тип здания как медресе – духовные семинарии. Они представляли собой политический государственный институт, где прививались доктрины, апробированные государством. Отсюда выходили теологи и законоведы, дипломаты и духовные наставники. Студенты и наставники жили при медресе за счёт установленного вакуфа – налога с бань, рынков и т.п. Идея медресе в её архитектурном воплощении оформилась в Бухаре и Харасане (Иран) уже в X – XI вв. В плане медресе представляют собой окружённый кельями – худжрами – двор с мечетью и аудиториями. Часто в медресе в особом помещении под куполом устанавливалась гробница его учредителя. Медресе по своей функции – сооружение скорее общественное, чем культовое.

44.Общественные сооружения.ЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ. Интенсивная караванная торговля вызывала строительство в городах и на торговых путях постоялых дворов – караван-сараев и ханов, гостиниц – фундук. Средневековые рынки – сук – образовывали целую систему крытых улиц с мастерскими и лавками. Для торговли отводились специальные крытые пассажи – кайсария, тим. Особое значение в городской жизни получили бани – хамам, служившие помимо своего прямого назначения место деловых бесед и приятельских встреч. Уже с VIII в. в Сирии и Египте возникали больницы и госпитали – маристаны. Это были обширные комплексы с помещениями для стационарных и приходящих больных, с отделениями для душевнобольных, баней, кухней и др. помещениями. В городах средневековой Европы подобные учреждения не были известны. В мусульманском мире предпринимались серьёзные работы гидротехнического характера: строились мосты, стсьемы ирригации, устройства позземного и надземного водопровода, водоёмы и крытые цистерны, водяные мельницы. Развивалось садово-парковое зодчество, строились прекрасные декоративные водоёмы, павильоны и фонтаны.