logo
ИМАМ

24.Особенности жилой архитектуры Японии.Типы жилищ.

В Японии сложилось несколько типов жилищ соответственно социальным группам населения:

1.Нородное жилище «минка» – деревянный каркасный одноэтажный дом, для которого характрно «топологическое пространство», имеющее определённую условность. Зонирование интерьера осуществляется с помощью группировки отдельных элементов, создающих «зону» внутри больших пространств. Покрытия полов имеют символическое и функциональное значение. Интерьер начинается с сада, пространство постепенно «перетеркает» снаружи внутрь. Отсутствие симметрии является выражением природной реальности. Пространство – это среда, в которой протекают события жизни, «туннель», олицетворяющий время. События и люди сменяют друг друга. Дом окружён верандами. Физические членения пространства отсутствуют, непрерывность нарушается только в момент конкретных действий: осуществляется трансформация пространства. Конструкция дома предполагает возможность разборки и сборки, все конструктивные элементы пронумерованы. Пространство структурируется при помощи предметов. В центре пространства находится алтарь Будды и кухня с земляным полом с отдельным входом из сада.

3. Жилище- городская усадьба «синдэн-дзукури» состоит из отдельных павильонов («дэн»), соединённых между собой галереями. Главный павильон «синдэн» – самый большой по размерам – располагается в центре композиции. По разные стороны от него располагаются более мелкие павильоны для всех членов семьи. Павильоны расположены несимметрично с возможность достройки новых павильонов. Павильоны были расположены так, чтобы из них открывался вид на пейзажный сад с водоёмом. В саду находился павильон-беседка, соединённый переходом с галереями дома.

4. Жилище типа «сёин-дзукури» получило распространение в период Асикага (Муромати) в среде образованных феодалов. Для него характерна утилитарность и простота в сочетании с изысканностью стиля. Павильоны блокировались со сдвижкой углов, в жилище было 5 уровней пола. Главное помещение – кабинет- библиотека «сёин» хозяина дома. Дом располагался посреди тенистого сада, оформленного по всем правилам японского салово-паркового искусства. Харктерным примером такого жилища может служить дворец Кацура близ Киото – загородная резиденция, построенная принцем Тосихито, поклонником классической японской культуры эпохи Хэйян. В саду на берегу реки Кацура мастером Энсю был построен «Павильон среди дынного поля». Основной идеей была гармония, слияние с природой. Пруд с выступающими из воды насыпными островами позднее был окружён 5-ю павильонами для поэтических вечеров и чайных церемоний. Из каждого павильона открывался интересный вид на природу. главное большое одноэтажное здание в плане напоминает разветвлённое дерево и ориентировано главным фасадом ступенчатой формы на живописное озеро с каменными островками и мостиками. Геометрическая строгость линий усиливается ритмическим чередованием белых сёдзи и тёмно-коричневых деревянных стен. Передние части фасадов опираются на тонкие сваи, что создаёт впечатление «парения» здания в воздухе. Один зал окружён галереей «верандой лунного света».

5. Феодальные замки появились в Японии в период Момояма, когда феодальные кланы воинов буси (самураев) постоянно воевали за власть в странеОни строились из дерева на высоком каменном основании на вершине горы и были окружены целой системой подпорных и оборонительных стен и жилищами вассалов. Замки в основном были резиденциями крупных военных феодалов и сёгунов. Известны замки Адзути на о. Бива – резиденция диктатора Ода Набунага, замок Нидзё сёгунаТокугава в Эдо, замок Белой Цапли (Химедзи-дзё) близ Киото,замок в Мацумото. Сохранилось 12 замков. Замок Химедзи был заново отстроен с применением железобетонных конструкций, так как секрет строительства XVII в. утрачен. Планы были запутанными, внутренние помещения располагались на пяти уровнях вокруг главных покоев