45.Типы арабских арок.
Первые мечети Египта, Сирии, Испании имели простое конструктивное решение: залы заполнялись аркадами, поставленными параллельными рядами. Аркады покрывались плоскими крышами с небольшим уклоном. Иранцы, строившие почти исключительно из кирпича, никогда не вводили в практику аркады на колоннах, у них аркада покоится на квадратных в сечении каменных столбах. Наоборот, арабская аркада почти всегда поставлена на колонны.Независимо от полуциркульной арки арабы часто применяли подковообразную, а также - стрельчатую арку. Стрельчатая арка, часто встречавшаяся в сасанидском Иране, обычная форма арабской арки. Линии швов кладки обычно сходятся в одном центре. Наклон рядов кладки легко регулируется при помощи простого шнура. Подковообразная арка впервые появилась в сасанидском Ктесифоне. Опоры этой арки имеют уступ на уровне её пят для установки кружал. Внутренняя поверхность арки покрывалась штукатуркой. Уступ обрабатывался штукатуркой в виде ската, составляющего продолжение внутренней криволинейной поверхности арки. Так родилась форма, пережившая строительный приём. В странах, где лес редкость, кружало использовалось только для верхней части арки, причём оно устанавливалось на консолях, выступающих на внутренней поверхности арки. По окончании работ консоли не уничтожали, а обрабатывали штукатуркой. Такая обработка придаёт внутреней поверхности арки трёхлопастную форму. Килевидная арка – поздний вариант, заимствованный из Индии, образуется напуском рядов каменной кладки. Фестончатые арки могут быть получены при посредстве выступов кирпичной кладки, обработанной штукатуркой. Арки группируются в различные системы аркад. Наиболее древняя схема гипостильного зала мечети Амру в Каире (VII в.), где распор арок воспринимается затяжками. В конце каждого ряда арок – двойная колонна. В мечети Омейядов в Дамаске нефы разделены двумя рядами больших аркад. Над ними - маленькие аркады, служащие для разгрузки плоскости стены. Для достижения значительной высоты аркады при колоннах малого размера применялись многоярусные и переплетающиеся арки. В Кордовской мечети на первый ярус колонн поставлен второй ярус столбов или колонн. Такую постройку можно было возвести только за счёт уменьшения устойчивости. Чтобы избежать возможных искривлений, стали прибегать к промежуточным аркам. Затем, когда принцип был установлен, стали соединять попарно составные подпорки при посредстве переплетающихся арок. Этот способ имел то преимущество, что обеспечивал большую жёсткость конструкций, и во всех отношениях был рационален. Чтобы облегчить несомую конструкцию и сделать более устойчивыми арки в их верхней части, а также использовать их для несения крыши, над ними возводили тимпаны из кирпича в виде решётки, ячейки которой заполняли декоративными панно. В Иране в большинстве случаев используется стрельчатая форма арки. В Сирии, Египте, Испании до IX в. сохраняется полуциркульное или подковообразное очертание. В Египте стрельчатое очертание начинает преобладать только с конца IX в. В Испании, Марокко, Алжире преобладают переплетающиеся и арки с ажурными тимпанами, а также - трёхлопастные и фестончатые.
46.Формы куполов.Системы куполов получили в арабской архитектуре широкое применение. Переход от четверика стен к куполу осуществляется у них различно, но в основе лежат две основные конструкции: парус и тромп. Считается, что различные формы арабских куполов являются вариациями иранского свода. Нормальный иранский купол имеет очень повышенный профиль и напоминает по форме яйцо. Часто купол, сферический в своей нижней части, в вершине принимает форму конуса. Такой купол по аналогии с подобной формой арки называется стрельчатым. Конструкция купола иногда выполняется пустотелой – состоящей из двух кирпичных оболочек, связанных при помощи распорок и переплетающихся арок. Таким образом, получается более лёгкий свод с меньшим распором. Примером может служить купол мавзолея Олджейту в Солтание (Иран). Конический купол появился в Армении около X в., а в XI в. его заимствуют турки-сельджуки. Используя кирпич, они придают ему ребристую поверхность и применяют складчатую облицовку, увеличивающую прочность свода и усиливающую декоративный эффект. Ячеистый купол с горизонтальными рядами кладки состоит из маленьких ниш, поднимающихся выступами одна над другой. Таким куполом увенчан мавзолей Зубейды в Багдаде. Луковицеобразный купол, профиль которого едва намечался в деревянном своде Куббат-Ас-Сахра, приобретает существенное значение только в Иране около XVI в., в то время, когда ислам проникает в Индию. По-видимому, эта форма и была заимствована из Индии, где он встречается в более раннюю эпоху.
- 4.Строительные каноны Шильпашастра и манасара.
- 4.Появление буддизма в Индии и ёё влиние на культуру и архитектуру.
- 6.Ступа,чайтья и вихара и конструктивные особенности.
- 7. Архитектура Новобрахманского периода.
- 8.Структура индуиских храмов. Южный и северный тип храмов.
- 9.Храмовые комплексы в малопалуре и эллоре.
- 10. Скульптура и живопись новобрахманского и буддийского периода
- 11.Архитектура Индии мусульманского периода.
- 12.Основные исторические периоды развития китайского государства.
- 13.Особенности религии и кльтуры древнего и средневекового Китая и их влияние.
- 14.Принципы китайского градостроительства.Трактат Чжоу-ли.
- 15.Конструктивная система «Доугун»
- 18.Пагода как тип сооружения.Формы и конструкции пагод.
- 19.Эпоха Тае.Формирование китайского стиля.
- 21.Садово-парковое искусство китая.
- 24.Особенности жилой архитектуры Японии.Типы жилищ.
- 25.Синтоиские храмы японии.
- 26.Буддийская архитектура периода Нары.
- 28.Период Хейнян.Г.Киото.
- 29.Жилая архитектура японии.(24)
- 31.Садово-парковая культура японии.
- 32.Живопись,гравюра японии.
- 33.Культура месоамерики и её периодизация.
- 34. Природные условия,стройматериалы религия.
- 37Религиозные центры.Майя
- 41.Возникновение ислама.Архитектура арабских халифатов.
- 43.Основные типы мечетей.
- 45.Типы арабских арок.
- 47.Подкупольные конструкции и системы равновесия и нагрузок.
- 48.Симетрия и пропорционироваия,построения формы.
- 49.Декор.
- 51.Средневековый стиль сирии.
- 55.Турция