logo
ИМАМ

15.Конструктивная система «Доугун»

Основная конструктивная система – стоечно-балочная с внутренними стенами-перегородками. Сохранилось в гробницах множество керамических моделей жилых построек периода Хань. В постройках ясно выделен крупный деревянный каркас, галереи и балконы в зданиях высотой до 3-х этажей. Многоярусные крыши покрыты цилиндрической черепицей. Крыши имеют прямые скаты, нависающие над стенами здания. В более позднее время крыши приобрели характерный изгиб, который обеспечивался специальной деревянной конструкцией из множественных консолей и горизонтальных стропил – «доу-гун». Крыша в китайской архитектуре становится главным и наиболее выразительным элементом здания. Постепенно сложилось несколько основных типов конструкций крыш. На севере Китая углы крыши имеют меньший изгиб, чем на юге.

16.Принцыпы китайской жилой архитектуры. Жилище в Китае традиционно строилось из дерева. Поэтому древние образцы жилых сооружений сохранились только в виде керамических моделей или рисунков в гробницах. Есть сведения о том, что в период Борющихся Царств (Чжаньго) в V – III вв. до н.э. возникло 70 новых городов, достигавших гигантских размеров. Внешние стены достигали длины 16 км. Население городов достигало десятков тысяч человек. Появляются богатые купцы, приобретающие земли и государственные должности.Дворцы ставились на земляных платформах-стилобатах, облицованных пустотелым кирпичом с рельефным рисунком. Высота стилобата доходила до 18 м. Крыши покрывались глазурованной черепицей красно-коричневого цвета. Строились также многоэтажные здания, многоярусные башни. Основная конструктивная система – стоечно-балочная с внутренними стенами-перегородками. Сохранилось в гробницах множество керамических моделей жилых построек периода Хань. В постройках ясно выделен крупный деревянный каркас, галереи и балконы в зданиях высотой до 3-х этажей. Многоярусные крыши покрыты цилиндрической черепицей. Крыши имеют прямые скаты, нависающие над стенами здания. В более позднее время крыши приобрели характерный изгиб, который обеспечивался специальной деревянной конструкцией из множественных консолей и горизонтальных стропил – «доу-гун». Крыша в китайской архитектуре становится главным и наиболее выразительным элементом здания. Постепенно сложилось несколько основных типов конструкций крыш. На севере Китая углы крыши имеют меньший изгиб, чем на юге. Стены часто имели вид лёгких перегородок с ажурными деревянными решётками. В период зрелого средневековья окончательно сформировались типы жилищ Китая и специфическая религиозная система «Фын-Шуй» («ветер –вода»), предписывавшая определенные правила расположения, планировки и благоустройства жилища. Основное требование этой системы состоит в том, что здание надо располагать перпендикулярно оси север-юг и обращать фасадом на юг. Кроме того, учитывается расположение гор, воды, дорог, направление ветров и другие особенности местности. Эта система сочетает в себе результаты многовекового опыта строительства с элементами религии и философии Дао. Её цель – включить здание в единую систему гармоничного мирового космоса, каким его мыслили средневековые мыслители Китая. Основной элемент жилой архитектуры Китая – павильон «Дянь» каркасной конструкции (3 пролёта по торцу и 5 – по фасаду). Павильоны различались только размерами и качеством отделки. Из нескольких павильонов формировалась усадьба. Главные постройки располагаются перпендикулярно оси север-юг, второстепенные – по осям запад-восток, формируя полузамкнутые и замкнутые пространства. Таким образом, в основе пространственной композиции усадьбы лежит осевая симметрия. Такая усадьба могла постепенно расширяться до очень больших размеров по принципу естественного роста, как живой организм. Этажность зданий была небольшой. Даже дворцовые постройки имели, в основном, 1-2 этажа. Жилые постройки были обращены фасадами внутрь дворов, а снаружи усадьбу окружала глухая кирпичная стена, в которой декоративным порталом выделялся вход со стороны улицы. Усадьбы в городах были сгруппированы в кварталы «фан», квадратные в плане. Каждый квартал также был ограждён стеной и охранялся ночью. Здания общественного назначения и дворцы в период зрелого средневековья ставились на каменные платформы с резными каменными балюстрадами, обносились галереями, в отделке применялись ценные породы дерева, резные рельефы, фигурки животных на скатах крыш, ажурные решётки на коньках, яркие цвета в окраске конструктивных элементов: красные колонны, голубые и зелёные балки и кронштейны с добавлением белого и золота. Дворцы покрывались жёлтой черепицей. Храмы – синей, обычные здания – серой.

17.Буддийские храмы и монастыри китая. Буддизм проник в Китай из Индии в первых столетиях нашей эры. Начинается строительство пещерных монастырей и монастырей в горных местностях. Основные сооружения буддийской архитектуры относятся к VI – VIII вв. В Лояне было построено 42 храма, его окрестностях – 500. Принципы планировки монастырских комплексов Китая можно представить по сохранившимся японским буддийским монастырям, которые строились по образцу китайских. Они имели сииметричную планировку, ряд дворов наподобие планировки жилой усадьбы. Главные зданияе – Зал Будды и пагода. Сохранились Китае и несколько пещерных монастырей. Самые известные из них – Юньган и Лунмэнь.От большинства буддийских монастырей сохранились лишь пагоды, которые строились из кирпича. Пагода (от китайского «бао-та» – «башня сокровищ») – главная постройка монастыря, которая имела вид многоярусной башни. Благодаря пагоде территория монастыря была видна издалека в городе или на горном плато. Это было место хранения реликвий монастыря.

Буддистские храмы и монастыри в Китае построены в стиле императорских дворцов и не имеют практически ничего общего с храмами в Индии или других буддистских странах. В основном они красного цвета с большим количеством различных украшений (иногда для украшений используется даже золото), картин, рисунков и скульптур. Обычно это три группы зданий, разделенных друг от друга внутренними двориками. Большинство монастырей, как и все другие здания в Китае, расположены фасадом к югу.Когда вы заходите в передний холл, то оказываетесь лицом к лицу с четырьмя огромными образами, сделанными обычно из дерева, по два с каждой стороны. Это четыре Небесных Короля, которые охраняют четыре направления мира. Холл назван в их честь «Si-Tien Wang Tie». Здесь же, при входе, Вас поприветствует известный в Китае персонаж, так называемый «Смеющийся Будда» или Ta-pao Mi-Lei-Fwo, который жизнерадостно смотрит на вход, выставив напоказ свое толстое брюшко. Зразу же за этим весельчаком расположен Wei-to, бог, который освещает Буддистские храмы и Веру. Он изображен отдыхающим на земле при полном вооружении, обычно с изогнутым или круглым оружием. Это божество также считают Защитником Священных Буддистских книг. Он всегда расположен лицом к Великому Залу (Ta-Hung-Pau-Tien), который разделен с передним залом стеной или внутренним двориком.В Великом Зале находится главный жертвенник, на котором изображен сам Будда и два его основных последователя, Махакасъяпа и Ананда, или, как их еще называют, Будды другой эры. Однако каждый храм вправе выбирать любых персонажей, которые будут изображены на главном жертвеннике. Чаще всего встречаются рисунки Будды во время медитации, окруженного своими учениками. На восточных и западных стенах великого зала расположены фигуры восемнадцати Архатов, которые обладают сверхъестественными силами. Вдоль северной стены можно найти изображение Дипанкара, древнего Будду, который предсказал славу Сакьямуни. Kuan Ti или защитник Буддизма, также изображен в этом зале. Здесь праведные Буддисты проводят много времени в молитвах и приносят в дар фрукты, цветы и другие подарки, которые складывают на стол возле алтаря.