2.3 Дзенский сад
Конец ХII века и начало ХIII века в Японии - время социальных потрясений и кардинальных перемен. Приход к власти самурайского сословия повлёк за собой изменения во всех областях жизни общества. Не обошли стороной эти изменения и садово-парковое искусство Японии. К этому времени в японские национальные верования, культуру и философию прочно вошло одно из направлений буддизма - дзен. Отличительной особенностью дзен была его направленность в первую очередь на человека, а не на абстрактные понятия.
Укрепление духа, понимание законов мироздания, постижение истины через самосовершенствование - эти дзенские постулаты были созвучны времени. Они быстро нашли глубокий отклик у населения в силу очень сложного исторического периода. Каждый стремился найти ответы на многочисленные вопросы, рождённые смутным временем. И дзен-буддизм, с его близким к синтоизму мировоззрением и ориентацией на конкретную личность, входил в жизнь нации, становясь не только религией, но и образом жизни. Дзен, в силу своей гибкости и практичности, очень хорошо вписывался в идеологию пришедших к власти самураев.
Дзенский сад уже не предназначен для прогулок как .прежде Его функция была аналогичной пейзажным свиткам -помогать в практике созерцания. Свойственное японской культуре тяготение к лаконичности способствовало и сокращению садового пейзажа. Так появились знаменитые сухие сады, в которых продолжали существовать силы Инь-Ян, но реальную воду символически заменил песок и гравий. Все они завораживают своей загадочной абстрактностью.
Дзенский сад включает в себя две эпохи развития:
1. Камакура
2. Муромати
1.На смену изысканной и утонченной эпохе Хэйан приходит мужественный, брутальный культ силы эпохи Камакура (XIII - XIV вв.). Являясь практически антитезой предыдущему периоду, время военного дворянства создало предпосылки для формирования нового отношения к природе. Не чувственная красота, олицетворяющая переживания человека, но одушевленность, могущество и сила природы кажутся теперь ее главными качествами.
2.После объединения страны под властью сегунов Асикага обе культуры -- хэйанская и камакурская постепенно сближаются, что послужило основой для расцвета искусств периода Муромати. Идеалам пришедшего к власти военного сословия соответствовало учение дзэн. Признание духовности человека, восприятие человека как части природного мира, равнозначной всему другому, определило отношение дзэн к окружающему. Природа не противостоит человеку как враждебная сила, он един с ней, он -- часть ее. «Познавая мир, познаете самого себя». Согласно учению дзэн, в созерцании природы самое главное - слияние субъекта и объекта, ощущение человеком природы как части своего естественного бытия. «Красота заключена не в форме, а в смысле, который она выражает, и этот смысл раскрывается, когда наблюдатель всю свою сущность передает носителю этого смысла...».
Хотя число элементов невелико, они были очень выразительны и содержательны. А присутствующая загадочность и недосказанность должны активизировать зрительное и душевное восприятие сада любым человеком. Японские мастера умышленно оставляют в своих садовых творениях свободное пространство, предоставляя таким образом возможность заполнить его картинами, созданными воображением созерцающего. В этом и заключается вся тайна и загадочность данного искусства. Обязательное присутствие композиционного принципа неопределенности диктовало создание гармонического равновесия всех элементов сада. В саду одновременно царят свобода и порядок, движение и покой.
- Введение
- Глава 1. История возникновения японского сада
- 1.1 Определение понятия сада
- 1.2 Источники возникновения сада. Условия формирования искусства
- 1.3 Влияние религии на развитие садово-паркового искусства
- 1.4 Композиция сада
- Глава 2.периодизация развития японского сада
- 2.1 Нара
- 2.3 Дзенский сад
- Глава 3. Различие садов по типу, функциональности, сложности композиции
- 3.1 Стилевая характеристика
- 3.2 Функциональные требования
- 3.2.1 Сады при императорских дворцах
- 3.2.2 Храмовые и монастырские японские сады
- § 6 Садово-парковое искусство Китая и Японии
- 24.Формирование садово-паркового искусства Японии
- 1. Историческое развитие садово-паркового искусства
- 21.Садово-парковое искусство китая.
- 31.Садово-парковая культура японии.
- 3. Развитие садово-паркового искусства от древности.
- 14.Особенности садово-паркового искусства Востока.
- 1.8. Современные направления садово-паркового искусства.
- 1.3. Садово-парковое искусство стран Востока.