2.2 Техника горячего батика
Особенности современного горячего батика не только в его меньшей трудоемкости по сравнению с классической техникой росписи, но и в соблюдении строгой последовательности в работе. Уже при создании эскиза продумываются все этапы работы. Ткань натягивают на раму, переводят рисунок. Если элементы композиции должны быть обведены черным контуром рисуют обе границы этой линии. Впоследствии, когда на ткань наносится самый темный цвет, краситель заполняет эти линии между ранее нанесенными плоскостями резерва и превращают в контур. Восковой массой надо покрыть те части рисунка, которые остаются светлыми или белыми. Затем ткань окрашивают в самый светлый из цветов композиции. Если ткань будет, хотя бы слегка влажной, восковая масса не пройдет через волокна ткани, будет моментально застывать, ломаться. После окрашивания в самый светлый цвет работу надо высушить. Далее воском с помощью кисти покрываем пространство, которое должно быть более темным. Затем еще более темным цветом снова покрывают ткань и высушивают.
При работе техникой горячего батика резерв не только наносят в виде контура, но и покрывают им те части ткани, которые не должны быть окрашены. Поскольку контурные линии не являются для горячего батика обязательными, эта техника дает возможность выполнения росписей с плавными переходами от одного тона или цвета к другому.
Горячий батик предполагает две формы росписи. Во-первых, это так называемый простой батик. На ткань резервирующим составом наносят контур, а затем все изделие покрывается краской. В этом случае получается одноцветный рисунок или орнамент, который пересекают неокрашенные линии. После росписи резервирующий состав удаляют.
Начинают обработку ткани с нанесения на ее поверхность цветных пятен, которые выполняют в соответствии с эскизом или замыслом. Впрочем, замысел можно разрабатывать и уточнять в процессе работы. Затем на эти цветные пятна наносят резервирующий состав и после его высыхания снова покрывают все изделие краской, на этот раз более темного тона, который смог бы перекрыть предыдущие. Эту операцию можно повторять не более трех раз. Понятно, что при таком варианте росписи фон может быть только темным.
Близким к описанному способу является прием крекле. Он заключается в следующем. После росписи ткани ее высушивают, натягивают на раму и сплошным слоем покрывают резервом. Когда он высохнет, ткань снимают и слегка встряхивают, чтобы резерв растекался.
- Введение
- 1. История развития батика
- 1.1 История развития батика в Индонезии
- 1.2 История развития батика в Китае
- 1.3 История развития батика в Японии
- 1.4 История развития батика на Руси и в современной России
- 2. Технология исполнения батика
- 2.1 Техника холодного батика
- 2.2 Техника горячего батика
- 2.3 Свободная роспись
- 2.4 Узелковый батик
- 2.5 Анализ художественной специфики
- 2.5.1 Художественный метод Василия Ярмина
- 2.5.2 Художественный метод Елены Разиной
- 2.5.3 Художественный метод Елены Бородиной
- 2.5.4 Художественный метод Надежды Соколовой
- Батик в России
- Техники и приёмы в батике
- 1.2 История батика в России
- Глава 2. Методика организации творческого процесса по изготовлению декоративных панно в технике Батик………….23
- 3. Батик а) история батика; батик б России
- Б) виды батика и его техника
- 3.1. Методические рекомендации по проведению занятий в технике «батик» в общеобразовательных школах.
- 1. Роспись ткани в технике "холодный батик". (Урок рассчитан на 2 занятия).
- 1.1 Зарождение искусства батика