1.2 История батика в России
На Руси с незапамятных времен известны способы расцвечивания ткани путем набивания узора, в дальнейшем получившее название печатных рисунков. Это так называемые различные виды «набойки», от слова «набивать».
Суть этого способа заключается в следующем: вырезался узор на доске, затем доска смачивалась краской, превращаясь в печатную форму (манеру), после чего она накладывалась на ткань, ее простукивали деревянным молотком и как бы набивали рисунок на ткань.
Расцвет ручной набойки на Руси наблюдался в 16-17 вв., хотя дошедшие до нас образцы ткани говорят о том, что развитие этого вида украшения ткани относится к 10 в.
Для выбойки характерна ткань с окрашенным фоном и не закрашенным узором, а для набойки отличительным признаком является цветной набивной узор по неокрашенному или светлому фону.
Несколько позже появился еще один способ оформления ткани рисунком, уже более близкий к современному батику, когда использовалась одна доска с узором одинаковой высоты, но фон оставался не закрашенным с помощью резерва. В качестве резервирующего состава применялись глина и воск. А затем и вообще отказались от доски.
С помощью кисточки и резерва рисунок наносился вручную прямо на ткань. Затем ткань опускали в чан (или куб) с краской. Там, где не было резервирующего состава, ткань окрашивалась. Затем ткань просушивали, а резервирующий состав смывали горячей водой. В результате на ткани получался светлый узор на цветном фоне. Этот способ получил название кубовой набойки.
Для нанесения узора на ткань требовалось относительно несложное оборудование. Оно состояло из верстка – стола, на котором находились ровно выструганные доски, покрытые сукном. Рядом на скамейке ставился штрифовальный ящик, дном его служило натянутое сукно, кошма, куда наливалась краска, которую мальчик – штрифовальщик растирал кистью после каждого прикладывания резной доски к сукну. Над столом находились жерди – вешала, через которые набойщик перекидывал набитую ткань для просушки. Имелись также орудия для растирания и смешивания красок, котлы или чаны для их заваривания. Процесс набивания заключался в том, что мастер, ровно расправив на верстаке ткань, накладывал доску сначала на сукно с краской, находящееся в штрифовальном ящике, а затем эту окрашенную доску опускал на ткань в местах, обозначенных по углам иголками. При набивке крупного узора с большой доски мастер стучал по доске киянкой (палкой с утолщением на конце) для лучшего отпечатывания краски.
Большую известность на всемирных выставках приобрели набойки ивановских и костромских мастеров. Мастера – рисовальщики и граверы на протяжении многовекового пути развития набойки отбирали и отшлифовывали узоры, главным украшающим мотивом которых становились цветы и листья. В каждом растении эти мастера умели найти главную декоративную характеристику, прорисовать и сколорировать узор таким образом, что он сливался воедино с тканью, не разрушая ее плоскости. В декоративных набойках нередки были изображения сцен деревенской и городской жизни, птиц и зверей. Поражает мастерство рисовальщиков и граверов, создававших декоративные композиции, необычно слаженные, ритмичные, где даже фон между элементами орнамента воспринимался как узор.
И здесь в полной мере раскрывались природная одаренность и художественное чутье ивановских мастеров, которые с поразительным эстетическим чувством умели сочетать материал, красители и технологию для получения наибольшего художественного эффекта в своих произведениях.
Более совершенным был так называемый «заварной» способ крашения. Его освоил О.С.Соков на мануфактуре в Шлиссельбурге близ Петербурга, чем и удивил ивановских мастеров. При этом методе на ткань наносились досками так называемые «закрепы» - вещества, которые в соединении с красителями давали на волокне нерастворимые лаки. После набивки «закрепов» ткань «заваривали» - кипятили ее в красильном растворе, а затем промывали. Там, где не было «закрепов», краски смывались, там же, где были набиты «закрепы», на ткани оставался красочный узор. Иногда таким образом окрашивался фон ткани, а оставшийся белый узор дополнительно раскрашивали другими цветами. В прочных ситцах каждый новый оттенок узора «заваривали». Часто дополнительные цвета набивали и «верховыми» красками, что значительно удешевляло производство.
Несколько позже появился также способ «вытравки»: предварительно окрашенную ткань набивали составами, которые разрушали краску, и таким образом получали белые неокрашенные узоры на окрашенном фоне. Чтобы не уничтожать дорогостоящие красители, этот способ применяли главным образом для мелких узоров.
В XX веке, вместе с всеобщим увлечением стилем модерн, батик получает новое рождение. В этот же период батик появляется и в России. Развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. У истоков развития батика в нашей стране стояли такие великолепные художники, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская и многие другие.
Постепенно батик стал появляться на выставках союзного значения. Ведущую позицию там занимали художники из Литвы и Латвии, в культуре которых сохранялись аграрно-феодальные ремесла. Становление современной школы литовского текстиля, и в том числе батика, связано с именем его основателя Юозаса Бальчикониса (советский языковед, специалист в области балтийских языков).
В Москве сложилась целая сеть организаций, так или иначе содействующих развитию батика, или, как чаще говорили, росписи ткани:
Художественно-производственный Фонд, в котором художникими-профессионалы разрабатывали образцы платков, купонных тканей, шарфов, палантинов и других изделий,
ВИАЛЕГПРОМ, где эти образцы утверждались и рекомендовались к производству,
Худсовет фабрики, где образцы творчески перерабатывались, создавались варианты расцветки и новые проекты, которые направлялись на утверждение обратно в ВИАЛЕГПРОМ,
Выставком МОСХ, где лучшие образцы продукции или творческие работы отбирались для участия в выставках,
Худсовет Союза Художников СССР, в который принимали лучших художников-батикистов. Их направляли в Дома творчества, загранкомандировки, на всесоюзные и международные выставки.
Так постепенно было воспитано, выращено целое поколение художников, пришедших из учеников и получавших художественное образование параллельно с работой в качестве «расписника». Это А. Талаев, Л. Грасс, И. Трофимова, В. Кравченко. В 70-е годы появилось новое поколение художников-текстильщиков, получивших образование в Строгановском и Мухинском училищах, в Текстильном или в Технологическом (УБОН) институтах. Они сознательно выбрали тернистый путь художника, занимающегося исключительно «авторским батиком», выставочными работами и материально существующего благодаря редким, но крупным заказам по оформлению интерьеров общественных зданий, театральных и эстрадных сценических занавесей и т.д.
Родоначальниками основополагающих направлений в технике русского батика являются: Ирина Трофимова — монументальный батик. Станковое направление: Сергей Давыдов - «философский» батик, создатель техники батика «Техника Давыдова», уникальных инструментов и технологий; Татьяна Шихирева — «повествовательный» батик; Виктория Кравченко — «офортный» батик; Юрий Булычев — «традиционный» батик: Виктор Парийский — «живописный» батик; Евгений Архиреев, Юрий Ярин — «обратный» батик (техника вытравки); Александр Талаев — «экспериментальный» батик. Целый ряд ярких самобытных авторов внесли свой вклад в искусство батика: Л. Грасс, А. Косяк, Ю. Салман, А. Мурманов. А. Домаскин. Н. Голубцова. Л. Наумкипа и многие другие.
Именно с этого времени батик стал полноправным «участником» всех художественных выставок, как всесоюзного, так и международного масштаба.
Сегодня батик в России находится на высоком профессиональном уровне, с ярко индивидуальным техническим и художественным подходом, что находит свое отражение в регулярных выставках этого вида искусства, где московские художники по праву являются законодателями моды. Именно сегодня для этого искусства открылись новые возможности. Научиться ему, освоить все техники можно в любом возрасте, (в соответствии с нормами СЭС) начиная с детского сада, не говоря уже о программе изобразительного искусства средней школы. Творческий учитель может использовать технику батик на занятиях по программе пятого класса, посвященных декоративно-прикладному искусству. Конечно, на уроках продолжительностью 40-45 мин. все возможности батика не охватить, так как ручной способ росписи тканей состоит из нескольких видов: холодного батика, горячего батика, свободной росписи тканей и узелкового батика. Каждый из них имеет свои особенности. Поэтому целесообразней организовать кружок по росписи тканей, во время которого дети смогут познакомиться подробнее с каждым видом батика, изготовить несколько работ для себя, своих родных и для интерьера своего дома.
- Глава I. История возникновения батика.
- 1.1 Зарождение искусства батика - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4
- 1.2 История батика в России - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 9
- 1.3 Основные виды художественной росписи ткани
- Глава II. Методы обучения в системе дополнительного образования.
- Введение
- Глава I. История возникновения батика
- 1.1 Зарождение искусства батика
- 1.2 История батика в России
- 1.3 Основные виды художественной росписи ткани
- 1.4 Основы композиции в батике
- 1.5 Колорирование
- 1.6 Разработка дипломного проекта
- Список использованных источников