1.3 Основные виды художественной росписи ткани
а) Техника узелкового батика
С помощью узелкового батика, или росписи в технике «Шибори», на ткани можно создать совершенно неповторимые узоры. Слово «шибори» - японского происхождения и означает «выкручивать», «вращать», «прессовать». Главный секрет – это узел. Множество вариантов узлов и их комбинаций гарантирует бесконечное разнообразие получаемых рисунков.
Так называемая узелковая техника росписи является простейшей разновидностью батика, не требующей никаких труднодоступных специальных приспособлений. В качестве материала можно использовать хлопчатобумажные, шелковые, льняные ткани, даже бархат. Типы изделий, расписанных в технике узелкового батика, — платки, шарфы, блузы, сарафаны, занавески и т. д., а характерные узоры — «дрожащие» круги, полосы, крапинки их комбинации.
Используемый в узелковом батике метод можно охарактеризовать как «сырой по сырому», хотя можно работать и по сухому: при окраске сухой ткани границы окрашенных участков будут резкими, при окраске влажной ткани — более плавными. Предварительный эскиз в этой технике не требуется, так как работа строится на импровизации. Для работы хорошо взять крепдешин или шифон, но и вещь из тонкого батиста, окрашенная узелковым способом, будет смотреться наиболее удачно.
Перед работой ткань необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку и удалить аппретуру (окончательная отделка тканей, придающая им гладкость и лоск), которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно.
Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. Хлопок стирают в горячей воде, шелк - в теплой.
После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.
Для завязывания узлов и перевязывания сложенной ткани используется хлопчатобумажная или бумажная веревка, которая не красит материал.
Основные приемы батицирования:
1. Следует набрать определенное количество мелких предметов, способных выдержать кипячение. Это могут быть камушки, бусинки, пуговицы. Их надо разложить на высушенном материале в художественном беспорядке либо в соответствии с задуманным орнаментом (если даже просто класть предметы на одинаковом расстоянии, то при окрашивании появится подобие орнамента).
Когда мелкие аксессуары размещены на выбранном фрагменте, следует взять прочную нитку и туго завязать предметы, предварительно обернув их материалом. В один узелок можно класть не один предмет, а стразу несколько.
Если опустить в раствор красителя всю ткань, то в результате получится окрашенная ткань со светлыми кругами на месте обвязки. А, если опустить только узлы с мелкими предметами – на ткани появятся цветные пятна, форма которых будет задана содержимым узлов.
2. Все полотно складывается определенным образом и обматывается нитью. Обмотку можно делать равномерной или то плотнее, то реже — от этого зависит степень проницаемости красителя в ткань.
3. Полотно складывается определенным образом, и перетягивается или зажимается отдельные его участки.
4. Перетягиваются отдельные участки произвольно сложенного полотна.
5. Все полотно или отдельные его участки скручиваются и перетягиваются или зажимаются (например, бельевыми зажимами).
6. Приемы, описанные выше, можно сочетать с так называемым шитым батиком: полотно прошивается плотным стежками толстой пряжей, затем нить стягивается, ткань присобирается (степень натягивания влияет на создаваемый рисунок). После окрашивания нить удаляют, и открывается рисунок, напоминающий зерна риса.
7. Роспись на шелке в технике «Шибори — шпагатная» на трубе включает в себя технические приемы, при которых ткань обматывается вокруг труб, закрепляется тонким шпагатом, а затем сильно спрессовывается. Для всех приемов используется канализационная пластиковая труба с утолщением в нижней части, чтоб ткань не съезжала при стягивании.
8. техника «Шибори – комбинированная» создается методом соединения двух различных техник: росписи расплавленным воском при помощи штампа и «Шибори – шпагатная» на трубе. При создании композиций в этой технике вначале наносится рисунок при помощи штампов с расплавленным воском, а потом расписанная ткань обрабатывается в технике «Шибори – шпагатная».
Пользуясь основными приемами узелкового батика и умело их сочетая, можно создавать уникальные, удивительные по красоте вещи.
б) Техника горячего батика
С глубокой древности для украшения и росписи по ткани применялось окрашивание ткани с использованием различных резервирующих средств, таких как смесь парафина, воска, канифоли или смолы. Этот метод традиционно использовался на островах Индонезии и был достаточно трудоемким.
Перед началом работы, следует обмотать раму скотчем или плотной бумагой, чтобы краска не попала на раму и не окрасила ваши последующие работы. Закрепите ткань кнопками сначала по углам, а затем посередине каждой стороны рамы. Затем втыкайте остальные кнопки, чем их больше, тем ровнее закрепится материал.
Натягивайте ткань как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Следите за тем, чтобы рисунок не перекашивался и не искажался. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.
Для традиционного горячего батика применяют только хлопчатобумажные ткани, а узор наносится специальным инструментом - чантингом (тьянтингом). Он представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной или бамбуковой ручке и позволяет наносить сложнейший узор из тонких линий и множества мелких точек. Затем ткань окрашивается последовательно в разные цвета.
В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска на батик. Резерв можно наносить при помощи кистей или просто, капая его на ткань.
В технике горячего батика больше возможностей оформления тканей, чем в технике холодного батика. В этой технике батика можно выполнять декоративные подушки, скатерти, шторы, а также ткань для платья, юбки или блузки. Рисунки горячего батика менее графичны, наблюдаются переходы тонов - они более живописны.
в) Техника холодного батика
Холодный батик отличается от горячего методом резервирования областей. Области которые резервируют от окраски покрывают специальным прозрачным резервным составом, растворимом в бензине (резиновый клей, парафин, бензин, канифоль).
Этот метод был придуман в начале 20-ого века в России. Этот метод более прост для начинающих, т.к. нет необходимости плавить воск и применять специальные инструменты. Также это очень кропотливая техника, но изделия, изготовленные таким способом, очень красивы.
При холодном батике резервирующую смесь (резерв) наносят на ткань в виде замкнутого контура, и в пределах этого контура красками расписывают изделие. Рисунки холодного батика имеют графически четкий характер и количество красок, которые при этом используют, не ограничено.
Для первой пробы лучше взять небольшой и несложный образец. Вначале нанесите рисунок на плотную бумагу тушью или черным фломастером линиями такой толщины, чтобы их было хорошо видно через ткань.
Закрепите ткань с подложенным под нее образцом на какой-нибудь доске с помощью кнопок. Обведите рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом. Если ткань очень прозрачная, а рисунок несложный, можно обводить его сразу резервным составом. Можно импровизировать, сразу нанося резерв на ткань без предварительного наброска, но для этого нужно предварительно закрепить ткань на раме так же как и в горячем батике.
г) Свободная роспись
Третий способ ручной росписи тканей - свободная роспись. Она предполагает отсутствие каких-либо контурных средств, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя специальный уплотнитель для красок.
Уплотнитель могут с успехом заменить концентрированный раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, КМЦ, желатина, и др.) Порошок КМЦ, продающийся в хозяйственных магазинах в качестве обойного клея, или соль разводят в теплой воде, щетинистой кистью наносят на ткань, высушивают и рисуют на ней растворами красителей также как акварелью на бумаге.
- Глава I. История возникновения батика.
- 1.1 Зарождение искусства батика - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4
- 1.2 История батика в России - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 9
- 1.3 Основные виды художественной росписи ткани
- Глава II. Методы обучения в системе дополнительного образования.
- Введение
- Глава I. История возникновения батика
- 1.1 Зарождение искусства батика
- 1.2 История батика в России
- 1.3 Основные виды художественной росписи ткани
- 1.4 Основы композиции в батике
- 1.5 Колорирование
- 1.6 Разработка дипломного проекта
- Список использованных источников