logo search
Сравнительно-стилистический анализ произведений "Кающаяся Мария Магдалина" и "Блудный сын"

Глава 3. Сравнительно-стилистический анализ произведений «Кающаяся Мария Магдалина» и «Блудный сын»

Живописные произведения Лосева Н.Д «Блудный Сын» и Горавского А.Г. «Кающаяся Марина Магдалина» имеют ряд сходств и отличий.

В выбранных работах прослеживается параллельность сюжетных линий: обе работы написаны на тему покаяния в содеянных грехах. Как картины религиозного жанра, они рассказывают о героях, которые согрешили, но осознав свою неправоту, обратились к Богу.

По-разному воспринимаются зрителем живописные полотна, но есть и определенные сходства. Оба полотна внушительных размеров: картина «Кающаяся Мария Магдалина» 206,8Ч142 (см), картина «Блудный сын»151,4Ч203,6 (см). Здесь в значительной степени влияют расположения форматов картин и то как зритель смотрит на нее (сверху вниз или снизу вверх). Вертикальное расположение формата картины «Кающаяся Марина Магдалина» создает более напряженную, атмосферу, где все внимание уделено только главной героине. Картина нависает над зрителем. Размеры фигуры Марии несколько больше реальных размеров человека. Зритель смотрит на живописное полотно снизу вверх. Образ Магдалины воспринимается как возвышенный святой образ и это не случайно - картина была написана для римско-католического костела. Даже форма углубления в стене грота за спиной Марии напоминает свод иконы. Картина «Блудный сын» - горизонтально расположенный формат. Горизонтальный формат носит более повествовательный характер. Здесь зритель смотрит на сцену прямо и как будто является свидетелем события. Она не такая возвышенная, как первая картина.

Картины схожи тем, что авторы ограничивают пространство отображаемой сцены. В картине «Блудный сын» этим ограничением служит стена дома. В работе «Кающаяся Мария Магдалина» - грот пещеры. Но есть разница в том, как написаны эти ограничения. Если в картине «Блудный сын» стена была фоном, который не давал взгляду уйти вглубь холста, но никак не влияла на персонажей, то во второй работе стены «давят» на образ героини. Особенно угнетающим, на мой взгляд, является то, что над головой Марии много темного пространства, меньше, чем снизу. Это немного «прижимает» образ к земле. В то же время на темном фоне фигура Магдалины очень контрастно выделяется, я бы сказала даже светится.

Хотелось бы отметить цветовое различие полотен, которое сразу бросается в глаза. Полотно картины «Блудный сын» светлое, полотно «Кающаяся Марина Магдалина» - темное. Обе работы выполнены в теплом колорите. В работе «Блудный сын» много бежевых, охристых, золотистых белых цветов. Там много света. Полотно «Кающаяся Марина Магдалина» отличается темным коричневым фоном. Колорит работы намеренно сгущен автором. Все окружение, изложенное в градациях коричневого и черного цветов, словно довершает атмосферу отчаяния, одиночества.

Полотно «Кающаяся Марина Магдалина» - однофигурная композиция. Композиционный центр работы Горавского - по центру холста. Здесь все внимание сосредоточено на главной героини и окружение написано таким образом, чтобы не отвлекать зрителя: ярким светом выделена фигура Марии, фон зачернен, размыт. Когда смотришь на картину, остаешься с героиней одон на один. Эта работа более личная. Зритель не видит отношения других героев, как, например, в картине «Блудный сын». Работа Лосева многофигурная сюжетная картина, композиционный центр которой немного смещен вправо относительно центра холста. Здесь мы видим много персонажей, видим их эмоции, мы как бы являемся свидетелями происходящего.

Художники используют схожий композиционный прием: контраст светлого и темного. То, что ближе к зрителю и то, что является главным в произведении они изображают более светлым. Это светлое пятно они окружают темнотой. Благодаря такому приему светлое берет на себя много внимания, тем самым оно кажется зрителю ближе. То, что ближе и освещено, обладает более яркими контрастами, по сравнению с тем, что в тени. В Работе «Кающаяся Мария Магдалина» лицо, руки девушки, плечи, страницы писания - светлые пятна - окружены темным фоном. Поэтому фигура Марии очень ярко контрастно выделяется, «вырывается» из темного окружения

Обе работы написаны методом старых мастеров, изображения отличаются высокой степенью детализации. Но есть здесь отличие в работе мастеров. Лосев тщательно прописывает первый и второй планы, детализация третьего плана тоже высока. В этой работе много деталей, которые очень подробно прописаны, которые можно долго рассматривать, временами отвлекаясь от сюжета, не воспринимая картину в целом. В одежде персонажей второго плана даже больше мелких деталей, чем в образах отца и сына: тонкие пояски, украшения на шее и голове женщины, пряжа и т.д. Горавский же в своей работе не делает акцентов на втором плане, все внимание сосредоточено на первом. В целом работа «Кающаяся Мария Магдалина» менее насыщена деталями, по сравнению с работой «Блудный сын». Магдалина, ее эмоции - самое главное в работе и ни что не должно отвлекать от образа, мешать восприятию. Только приглядевшись мы замечаем некоторые предметы символического характера такие как череп, веревка. Здесь взгляд только изредка отрывается от героини. Во второй же работе постоянно рассматриваешь детали, порой отвлекающие от целостного восприятия картины. Работа «Блудный сын» отличается большей степенью проработанности деталей, большей жесткостью и четкостью изображения. В работе «Кающаяся Мария Магдалина» картинка более мягкая, контуры не такие четкие.

Различаются и эмоции: в картине «Блудный сын» в целом создается ощущение благоприятного развития событий. Сцена полна тепла, доброты. Это встреча родных, близких людей. В картине же «Кающаяся Мария Магдалина», появляется жалость, сочувствие, тревога за дальнейшую судьбу героини.

Играет роль и количество персонажей, участвующих в изображенных сценах. В картине «Кающаяся Марина Магдалина» ощущается отчуждение, изолированность от мира. Магдалина - отшельница, это очень сильно чувствуется, когда смотришь на произведение. Она изображена в одиночестве. Темные краски, которые окружают героиню, давят, создают ощущение тяжести. В тоже время чувствуется надежда героини, большая сила воли, душевная энергия.

В работе «Блудный сын» действующих лиц много, у них различные эмоции. Не все рады встрече, но есть те, кто готов простить и принять покаявшегося сына-это отец. Его персонаж и задает радостное звучание произведению. Положительную атмосферу поддерживают и светлые, теплые краски живописного полотна.

Схожесть состоит в том, что художники изображают много динамики в движения, позах героев. Когда смотришь на картину «Блудный сын» кажется, что это кадр фильма, который на мгновение остановили, что вот герои продолжат движение. В сцене присутствует атмосфера смятения неразберихи. Герои как бы не готовы к тому, что происходит, их будто оторвали от повседневных хлопот: они не успели как следует поправить одежду, у женщины в руках пряжа, которую она, вероятно, второпях забыла оставить.

В образе Магдалины тоже много движения, которое заключено в позе, во взгляде героини: наклон корпуса, взгляд вверх, будто в движении отставленная назад нога. Здесь чувствуется большое напряжение, волнение, раскаяние, но в то же время надежда. В царящей атмосфере нет суеты, которая присутствует во второй работе. Возможно, так происходит потому, что все слишком аккуратно: края синей ткани, которой обернута героиня, достаточно уютно расположились под ее локтями и прядью распущенных волос. То есть, нет деталей, которые говорили бы нам о неожиданности происходящего: для Марии это постоянное событие.

Художник не изображает сына уже в объятиях отца, как, например, в известной картине Рембрандта, а изображает момент секундами до того. В этом есть определенная интрига. Мы точно не знаем, что будет дальше, но по теплому колориту, эмоциям отца можем предугадать кульминацию действия, автор как бы показывает развязку истории, предвещая положительный исход, событий. В произведении «Кающаяся Мария Магдалина» мы видим сцену, но не знаем, что будет с судьбой героини. Как говорилось ранее, образ Марии- святой образ. Она не выглядит поникшей, сгорбленной, как блудный сын, о котором идет речь во второй работе.

Не смотря на то, что в целом при рассмотрении работы «Блудный сын» возникают положительные эмоции (радость от встречи родных людей), персонаж сына выглядит поникшим, подавленным, сгорбленным, неуверенным. Сын даже не в силах посмотреть на отца - его взгляд направлен вниз. Образ Марии напротив - стремящийся вверх, надеющийся на прощение. Горавский рисует Марию, смотрящей вверх, на распятие большими, влажными от слез глазами. Она молится, просит прощения у Бога, осознавая свои грехи. Картина

Выполнив сравнительный анализа полотен «Кающаяся Мария Магдалина» и «Блудный сын», здесь отмечу именно особенности восприятия картин, их тематику.

Картины Горавского А.Г. « Кающаяся Марина Магдалина» и Лосева Н.Д. «Блудный сын» написаны, по сути, на одну и ту же тему. Как картины религиозного жанра они учат прощению, покаянию, доверию к Богу. Говорят о том, что Бог прощает тех, кто раскаялся в своих грехах.

Так в картине «Блудный сын» рассказывается о встрече отца и сына. Сын отказался от распутной прошлой жизни и пришел покаяться. Он надеется на то, что его примут в семью. История говорит о том, что дома тебя всегда примут, даже если ты покинешь его. Смысл произведения заключен в том, что возвращение сына домой символизирует возвращение сына к вере. Картина «Кающаяся Мария Магдалина», написанная для римско-католического костела, воспринимается как святой образ. Сцена покаяния говорит о том, что Бог прощает тех, кто раскаивается в своих грехах.

Когда смотришь на картину «Блудный сын», чувствуешь себя участником сцены, как будто действие разворачивается перед твоими глазами. Мы смотрим на сцену прямо, видим эмоции, чувства героев, видим все до мельчайших подробностей прописанные детали, которыми насыщена работа. Атмосфера, царящая в картине, теплая - это радость встречи родных людей.

Во второй работе все внимание уделено одному герою - Магдалине. Отвлекающих деталей мало. Все построено так, чтобы зритель смотрел только на Марию. Мы смотрим на картину снизу вверх, поэтому образ Магдалины кажется более возвышенным. Такой эффект достигнут во многом благодаря большому вертикальному формату картины. Именно в таком, эмоциональном восприятии заключается ключевое различие этих работ.