Сравнительно-стилистический анализ произведений "Кающаяся Мария Магдалина" и "Блудный сын"

курсовая работа

2.2 Анализ и описание картины «Блудный сын»

Работу «Блудный сын» (см. приложение 2), относящуюся к религиозному жанру станковой живописи, художник пишет в 1882 году. Картина написана по мотивам одноименной притчи Иисуса Христа. Материалы произведения - холст и масло. Размер картины большой - 151,4Ч203,6 см. Формат изображения - горизонтальный.

Ниже приводится отрывок из притчи.

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. [3]

Действие происходит у входа в дом, построенного из больших песчано-белых каменных блоков. На переднем плане изображен молодой человек с загорелой, смуглой кожей с темными, немного растрепанными волосами и щетиной на лице. Его одежда, а вернее сказать лохмотья серо-синего тусклого цвета, поношена, потрепана временем. Стоит юноша на коленях, склонивши голову к ногам седоволосого старца, своего отца. Мы видим босые ступни сына-бродяги и понимаем, насколько долгий путь проделал он, прежде чем явился перед своим отцом. Рядом брошены вещи бродяги: потрепанная соломенная шляпа, трость, мешок и фляга для воды.

Образ сына вышел полным внутреннего напряжения: глаза юноши смотрят вниз, спина ссутулена, пальцы рук напряженно сомкнуты в замок. Кожа вокруг глаз, носа несколько покраснела, щеки покрылись стыдливым румянцем, губы слегка приоткрыты. Художник запечатлел именно тот момент, когда герой упал на колени перед отцом: правая нога и корпус тела поданы вперед, голова наклонена, неподвижный взгляд устремлен вниз, каждый мускул застыл в напряженном ожидании.

К сыну протягивает распахнутые руки отец. Фигура отца очень динамична: припадая на правую ногу, он наклоняется к сыну. От улыбки старик немного прищурил глаза. Лицо и руки старика изрезаны морщинами, волосы и борода совсем белые. Загорелое морщинистое лицо светится добротой. Благородная седина старца и его облик способствуют созданию образа мягкой одухотворенности. Он одет в чистую, светлую одежду, которая собирается в крупные, красивые складки. Весь облик создает ощущение доброты, мудрости, глубины души отца. Богатая светлая ткань, ниспадающая благородными, глубокими складками, лишь усиливает это впечатление. Его фигура словно излучает яркое, озаряющее все пространство божественное сияние, которое притягивает взгляд зрителя.

Фигуры отца и сына расположены к зрителю в профиль, они озарены ярким солнечным светом. За стариком большой длинношерстный пес красно-коричневого с белым окраса несколько припал на передние лапы, обнюхивая молодого человека. Это также динамичная фигура в композиции: в движении шерсть развивается по воздуху, большие висящие уши немного насторожены, но пес не лает, а только смотрит.

Слева, у порога дома, группа персонажей второго плана. Их образы полны эмоций и очень выразительны. Художник сумел передать легкий хаос, неожиданность и неразбериху происходящего, что видно по следующим деталям.

Темноволосый мужчина с бородой одет в темно-оливковую одежду, неаккуратно, второпях накинута темно-сливовая ткань: крупными глубоки складками она спадает с плеча и предплечья героя, местами дотягиваясь до земли. Он похож на блудного сына: так же черные волосы, черты лица. Мужчина смотрит на происходящее с недоумением и недовольством: брови нахмуренны, рука застыла в воздухе в вопросительном жесте. Вторая рука лежит на плече женщины. Молодая женщина вопросительно смотрит на него и указывает рукой на сцену справа. В другой руке у нее пряжа. На голову накинут платок с красными полосами, в волосах золотое украшение. Сама она одета в сиреневую одежду, на шее бусы. На плечо небрежно накинут темно бирюзовый с коричнево-горчичными полосами платок, который закреплен где-то на талии. По одежде героев можно предположить, что семья, в которую вернулся блудный сын, была небедной. Оба персонажа стоят босыми ногами на земле, будто второпях не успели обуться.

За парой, на пороге дома, стоит пожилая женщина. На ее лице читается радостное удивление: она улыбается, брови немного приподняты, сомкнутые пальцы натруженных рук поднесены к губам. Голова укутана, словно у монашки, в темно-болотный платок. Вход в дом завешан темно-красной тканью. Несмотря на сложившуюся напряженность ситуации, фигуры достаточно статичны, все герои стоят тесно, в тени.

Справа растет дуб, часть его кроны заслоняет окно, на котором стоит большая золотистая ваза. У корней дерева растение с большими листьями. Больше растений никаких нет: земля сухая, в глубоких трещинах, светло-охристого цвета.

На живописном полотне художник выстраивает объемно пространственную многофигурную композицию. Формат изображения расположен горизонтально, линия горизонта низко. Зритель смотрит на происходящее прямо, будто является свидетелем происходящего. В пространственном отношении композиция строится из нескольких планов.

Художник решил сократить пространство, занимаемое персонажами, представив их на фоне кладки стены дома. В картине три плана. На первом плане показаны фигуры отца и сына, на которые сбоку, слева падает яркий солнечный свет; ближе к зрителю изображены вещи бродяги, за фигурой отца - большой пес. По сравнению с героями второго плана их тела выглядят огромными. Таким образом, выделяются яркие контрасты между разновеликими фигурами, скачкообразные переходы от переднего плана к заднему. Третий план - стена здания.

Живописец работал в технике старых мастеров и благодаря этому Лосев добился очень большой реалистичности, мощной проработки объемов. Картина написана гладко - толщина красочного слоя равномерна. Картина отличается высокой степенью детализации и проработанностью как переднего, так и заднего планов. До мельчайших подробностей художник изобразил даже детали персонажей второго плана: мы достаточно ясно видим черты лиц, элементы одежды, золотое украшение на шее женщины, пряжу в ее руках. Видим реалистично и подробно прописанные руки и ступни ног. Даже видим ногти и жилы на руках и ногах.

В композиции прослеживается диагональ, растущая справа налево. Всех героев можно объединить в прямоугольный треугольник, лежащий на большем катете. Направление острого угла указывает на главного героя - блудного сына. Этот треугольник включает в себя еще два. Первый -- группа, в которую можно объединить героев, которые находятся на свету. Второй -- группа героев, которые в тени. Все внимание обращено на персонаж сына

Плановость в картине «Блудный сын» ясно читается благодаря четкому распределению масс, а также темных и светлых пятен.

Персонажи первого треугольника -- отец и блудный сын. Композиционный центр решается двумя, стремящимися друг к другу, фигурами отца и сына. Отец, делая широкий шаг вперед и опираясь на правую ногу, распахнул руки в порыве обнять блудного сына. Корпус тела отца подан вслед за движением рук. Крупные, глубокие складки его одежды подчеркивают динамику линий движения, а созданные светом сильные световые и цветовые контрастные отношения только усиливают впечатление. Направления силовых линий заставляют переключить взгляд на персонаж сына.

Фигура сына менее подвижна, но созданный образ полон напряжения. Он, наклоняясь и стоя на коленях, тянется к отцу. Для большей устойчивости герой несколько выдвинул правое колено вперед.

Фигуры отца и сына -- самый контрастный по динамике, свету, тону и цвету момент в работе. В первую очередь внимание привлекает фигура отца. Она «вырывается» из тени и «стремится» в светлую часть композиции.

Контрасты светлого и темного, теплого и холодного - один из приемов композиции. Фигура отца - самое светлое, яркое пятно на полотне. Посмотрим, какими элементами оперирует художник, чтобы подать его четко, на первом плане. Наиболее крупная масса светлого одеяния отца, окружена необходимым количеством темного: справа - теневая часть композиции, справа внизу - тень, отбрасываемая самой фигурой отца, снизу - более темная по цвету земля; а также холодного: справа сверху - более холодная по тону стена здания. Художник использует цвет, чтобы еще больше выделить персонажа: теплые молочно-кремовые оттенки одежды достаточно сильно контрастируют с холодной серо-охристой стеной дома. Чтобы подать фигуру отца наиболее четко, мастер погружает стоящих сзади персонажей в тень.

Хотелось бы отметить прием автора - изобразить персонажи главных героев как бы выходящими из тени на свет. Те части фигуры, которые находятся от зрителя дальше, художник поместил в тень. Так мы видим, что лева нога отца находится еще в тени, в то время как выставленная вперед правая уже освещена ярким светом. То же мы можем наблюдать и глядя на руки отца: левая в тени, первая - на свету. Аналогично решение персонажа сына: направленный слева свет освещает лицо, руки, грудную клетку героя. Благодаря такому приему, в значительной степени усиливается ощущение глубины пространства.

Цвета, использованные для написания персонажа сына-бродяги, сближены и затемнены: коричнево-рыжий загар и темные серо-синие, с грязными коричнево-зеленоватыми потертостями лохмотья. И, если фигура отца была белым пятном, на темном фоне, то фигура сына темное пятно на светлом фоне, что также создает контрастные отношения. Для того чтобы больше обратить внимание зрителя на лицо, художник наделяет героя темными волосами.

Персонажи второго треугольника находятся в тени. Три фигуры стоят плотно друг к другу, в них мало динамики, цветовые, световые отношения близки. Художник намеренно здесь понизил яркость и контрастность, для того, чтобы отделить эту группу персонажей, чтобы они не мешали воспринимать главное. Автор сгустил краски, и, не смотря на то, что цвета, используемые в данном моменте, достаточно контрастны: темно-оливковый, сливовый, горчичный, красный - без солнечных лучей уже не создают резких отношений.

Персонаж собаки очень выделяется в этой группе. Он динамичен и представляет собой острый угол второго треугольника, который составляет направление силовых линий, указывающих на главного героя. Здесь художник использует светотеневой прием, подобный тому, что был применен при написании персонажей отца и сына. Мастер слегка освещает морду собаки, холку и правую лапу, а остальное прячет в тень. Треугольник, в который я объединила этих персонажей, острым углом указывает на фигуры отца и сына.

Колорит произведения в целом светлый: светлый песчаный фон, белая одежда отца. Светлые краска автор дополняет темно-оливковыми, зелеными, серо-бирюзовыми, бордовыми, красными - цвета одежды персонажей. Художник сгущает краски в тенях, подбирает менее контрастные отношения, одевая героев в подобные цветовые гаммы: зеленоватая одежда старшего сына, практически сливается в тени с накидкой молодой женщины и платком пожилой. Теплые тона одежда отца прекрасно выделяются на фоне более холодной бежевой, но с сероватым, сиреневым оттенком стены. Благодаря разнице температур цвета его фигура особенно выделяется. Персонаж сына написан темными, но теплыми коричнево-оранжевыми красками и серо-синими с зеленоватым оттенком - цвет одежды. На фоне светлой стены, холодного серо белого, с вкраплениями бежевого цвета его фигура выделяется особенно сильно. Не только в тени художник нейтрализует контрасты. Лежащие на переднем плане вещи бродяги также написаны не слишком броско, чтобы не мешать восприятию главного - персонажей отца и сына.

Что хотел сказать художник.

Данную картину религиозного жанра художник написал на тему покаяния. Суть произведения - обращение героя к вере, возвращение к Богу.

Известному сюжету художник находит собственное толкование. Несмотря на то, что картина носит название «Блудный сын», важным персонажем, в изложении мастера, является отец.

Человек читает тексты слева направо. Поэтому и живописное полотно он обычно рассматривает в том же направлении. Учитывая эту особенность, можно предположить, что художник намеренно изобразил слева именно фигуру отца. Также невольно глаз первым воспринимает именно его фигуру, как самое светлое пятно в композиции.

Такая подача не случайна: белые, с легким кремовым оттенком одежды старца, указывают зрителю на чистоту и благородство этого человека. Согласно религиозной семиотике, белый - цвет символизирующий чистоту и непорочность, причастность к божественному миру. Художник изображает героя духовно сильным и прекрасным. Отец - воплощение силы человека, способного прощать.

Еще один немаловажный момент - направление, в котором смотрит герой. Направление слева направо воспринимается человеком как направление в будущее, а справа налево -- в прошлое. Также направление справа налево обычно расценивается как неуверенность, сомнения главного героя. Персонаж сына повернут как раз в таком направлении. Он отказывается, отворачивается от прошлой грешной, распутной жизни. Возвращаясь домой, он возвращается в веру, возвращается к Богу. На мой взгляд, таким способом Лосев хотел показать персонаж сына, который раскаивается в грехах, признает ошибку, он хочет, чтобы его приняли. Но надежды у героя немного, он угнетен, не знает, простят его или нет. Такое напряженное, подавленное состояние читается в позе и эмоциях сына: он стоит на коленях, спина согнута, голова наклонена вниз, он не смотрит на отца, лицо покрылось стыдливым румянцем, герой расстроен, его переполняют чувства.

Слова сына, согласно притче: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». [3] Замечая, что взгляд, движение и вся положительная энергетика отца направлена слева направо, зритель предчувствует радостный, благополучный исход события, отраженного на полотне.

Собака - еще один символический элемент произведения. В пластических искусствах собака символизирует верность. Одновременно с этим собака воплощает добродетели бдительности, повиновения, веры, преданности и дружбы. [4] Если принимать во внимание еще одно символическое значение собаки - выздоровление - то можно говорить и об исцелении, прощении грехов содеянных бродягой-сыном.

Хотелось бы выделить еще один элемент картины, который несет в себе определенный смысл. Думаю, что не случайно автор изображает в правой части полотна именно дуб в качестве христианского символа. У христиан дуб -- эмблема Христа как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели.

Необходимо отметить значение персонажей второго плана. Не всех героев произведения автор изобразил положительно настроенными. Брат бродяги и молодая женщина, стоящая с ним, не рады возвращению. Они как бы отражают вину, грехи главного героя, показывают отношение к нему. Дальше всех стоит фигура пожилой женщины, вероятно матери, которая рада возвращению. Художник поместил их всех в тень, будто хотел показать прошлое бродяги: он жил в семье в тепле и добре (олицетворяет персонаж матери), но потом предал семью и ушел(отрицательное отношение к этому поступку мы видим на лицах брата и молодой женщины). Своим присутствием они привносят в атмосферу картины некоторую напряженность, угнетение, но теплый, светлый колорит картины, а также эмоции отца создают радостную атмосферу -- счастье от встречи самых близких, родных людей.

Мне кажется, что данным произведением художник хотел напомнить, как важно уметь прощать. Он изображает человека, сумевшего простить, великим, можно сказать, олицетворяющим божественную силу. Безусловно, это рассказ о том, как сын однажды отвернулся от Бога, от семьи, но, познав несчастье, вернулся. Вернулся домой, вернулся к вере. Можно уйти из дома, ошибиться, но, по возвращению получишь прощение. Так же и у Бога - можно ошибаться, не верить, но если поверишь и раскаешься в своих пригрешениях, то всё тебе простится.

Главной темой произведения Лосева Н.Д. « Блудный сын» является тема покаяния и прощения. Художник рассказывает о возвращении человека в веру, отказ от прошлой распутной жизни. Данная религиозная идея показании через сцену возвращения блудного сына. Художник решает ее при помощи следующих художественных средств.

Формат изображения - горизонтальный, что придает произведению повествовательный характер. Материалы работы - холст, масло. Картина представляет собой многофигурную пространственную композицию с тремя планами. Линия горизонта низко. Зритель смотрит на происходящее снизу вверх. В пространственном отношении композиция строится из нескольких планов. Плановость четко читается благодаря пропорциональным отношениям, а так же благодаря контрастному светотеневому решению. Фигуры первого плана выглядят огромными, по сравнению с героями второго плана. Первый план написан гораздо светлее и контрастнее заднего.

Художник сократил пространство, занимаемое персонажами, представив их на фоне стены дома. Фигуры отца и сына - композиционный центр - смещены вправо относительно середины полотна. Особое внимание привлекает фигура отца. Свет падает сверху слева. Контрасты светлого и темного, теплого и холодного - один из приемов композиции.

Художник использовал технику старых мастеров, благодаря чему добился большой степени реалистичности. Тщательно проработаны как передний, так и задний планы композиции.

Возникают положительные эмоции при просмотре этого произведения, несмотря на то, что в сцене присутствуют персонажи, которые не довольны происходящим. Лосев показывает сцену возвращения сына - бродяги полной доброты и тепла. Зритель предчувствует радостный, благополучный исход события, отраженного на полотне. Этот эффект достигнут во многом благодаря светлому, легкому, теплому колориту, а так же благодаря радостным эмоциям отца. Художником использован ряд символов, которые помогают прочтению картины.

Смысл произведения заключен в том, что возвращение сына домой символизирует возвращение сына к вере. Произведение «Блудный сын», как картина религиозного жанра, учит прощению, покаянию, доверию к Богу. Так сын ушел из дому, ошибся, но покаялся и получил прощение от отца.

Делись добром ;)