2.2 Композиция
Композиция - построение художественного произведения, обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением и замыслом художника; это важнейший структурный принцип произведения, организующий взаимное расположение его частей, их соподчинение друг другу и целому, что придает произведению единство, цельность и завершенность. Закономерности, лежащие в основе композиции, определяются специфическими особенностями того или иного вида искусства, нормами стиля. Композиция обладает сложной структурой, определяемой в каждом виде искусства своими факторами (сюжет, способ передачи пространственных и временных отношений, точка зрения и т.д.). Композиция взаимодействует с другими закономерностями вида искусства (колорит, светотень и т.д.).
Композиция:
динамичная;
асимметричная;
действие рассредоточено по всей картине: из центра в глубину;
передний план отсутствует, все объекты равнозначны, множество персонажей не связаны одним общим действием;
погруженность событий в среду через цвет;
фон лаконичен;
на большом пространстве много фрагментов.
Приемы композиции:
1) параллельные вертикали подчеркивают состояние парадности, величия (деревья и дома);
3) горизонтальные направления выражают состояние покоя, тишины (линия горизонта, лодка на переднем плане);
4) диагонали способствуют усилению или ослаблению движения (берега канала, уходящие в перспективу, и люди, движущиеся по нему).
Средства: линия, линейная перспектива, штрих, светотень, тень, цвет, пятно, воздушная перспектива и т.д.
Типология формата:
горизонтальный - состояние покоя, тишины (линия горизонта делит полотно на две практически одинаковые части, и небо занимает половину фона);
Основные силовые линии композиции:
Диагонали, вертикали, горизонтали, линия горизонта.
Линия горизонта - уровень взгляда зрителя.
Центр полотна - самое привлекательное место в картине, на которое зритель обращает внимание в первую очередь. Все помещенное в центре приобретает особое значение. Это центр картины, ось, символически понимаемая, как ось мироздания. Все, размещаемое в центре, приобретает состояние неподвижности. Любое движение слева направо кажется более динамичным, ускоряется. Движение справа налево создает ощущение сдерживания движения.
Основные приемы композиции:
1. Фокус
Каждая композиция в своем рисунке имеет доминирующий объект - фокус. Это точка опоры для остальных элементов изображения. Все остальное в рисунке должно служить дополнением к этому ключевому объекту. Но фокус должен быть правильно показан на картине.
2. Расположение других объектов
Другие элементы в пределах изображения должны гармонировать с фокусом, а значит усиливать состав рисунка. Правильно размещенные элементы добавят глубину, баланс и правдоподобность заключительному изображению.
3.Единство
Очень важное значение имеет то, если все элементы на рисунке схожи. На объектах должны быть правильно обозначены источники света, а также объекты должны правильно отбрасывать тени.
4.Целостность
Если у вас картина со сложным составом, то может быть полезным добавить единства к основному элементу. Это поможет зрителю обратить внимание на главный объект. Для этого вы можете использовать сильные силуэты или объекты.
5.Отдельные элементы картины
Отдельные элементы могут разрушить изображение, и потому их нужно избегать. Но если вы сумеете их правильно использовать, то они только помогут придать реалистичности картине. Отдельные элементы могут пересекаться с другими объектами изображения.
6.Глубина
Глубина и перспектива невероятно важны. У зрителя создается ощущение глубины изображения, соблюдены законы перспективы. Элементом, создающим этот эффект, является городской пейзаж. Создание глубины очень выгодно для изображения, ведь тогда делается акцент на фокусе. Картина хороша тем, что мы будто рассматриваем ее изнутри.
7.Свет
Правильное освещение на картине - это один из важнейших элементов в изображении. Основные формы рисунка находятся на своих местах, художник сосредотачивается на источниках света. Правдоподобный композиционный баланс присутствует на рисунке. Имеется источник света - солнце.
8. Тени
Тени выполняют довольно большую работу, добавляют жизнеподобие картине, подчеркивают наличие источника света.
9. Дополнительные источники света
Вторичные и третичные источники света - существенные факторы для баланса картины. Вторичные источники отражаются от поверхности снега и льда, освещенной первичным источником света. Использование легких дополнительных источников света дало возможность увеличить акцент на деталях, основательно укрепило положение элементов на изображении.
10. Атмосфера
Атмосферная глубина - также очень важный компонент для изображения. Свет рассеивается в воздухе, дальние предметы выглядят более тусклыми и расплывчатыми. Все это свойства атмосферы.
11. Направление взгляда
Используются элементы, направляющие взгляд не только на главный объект, но и вокруг изображения: река, уходящая вдаль, например.
12. Удерживание взгляда в пределах картины
Художник удерживает внимание зрителя, направляет взгляд зрителя назад, на центральную часть картины, ее хочется рассматривать вновь и вновь.
13. Относительные размеры
На картине реальные элементы позволяют зрителю понять фактический масштаб элементов. Например, множество людей, расположенных на разных расстояниях показывают размеры объектов на картине.
аверкамп картина изображение пейзаж
- Творчество
- О творчестве
- Тема 7. Западноевропейское изобразительное искусство XVII-XVIII веков
- Парадоксы творчества. Творчество.
- 7. Голландская живопись 17 в.
- Творчество творчеству рознь
- Творчество
- Искусство Барокко
- 48. Назовите основоположников Нидерландской школы живописи? Каковы их художественные достижения?