logo search
лекции ИМК

2. Изменение социальной структуры европейского общества. Политика.

XVII век – начальный период в становлении буржуазного способа производства. Эпоха ранних революций: Нидерланды – 1566-1609, Англия -1640-1688, век «Людовика XIV», век научной революции, экспрессивного барокко и сухого, рассудочного классицизма.

В истории культуры не было , пожалуй , столетия столь противоречивого, но одновременно и обильного на великие имена.

С началом этой эпохи наблюдается тенденция развития национального самосознания европейских народов. В соответствии с этой тенденцией то одни, то другие народы играли роль лидера в европейских преобразованиях, а остальные активно заимствовали их достижения в развитии культуры. Поэтому данная эпоха стала крайне многообразной в своих культурных проявлениях. Это процессы составили главное содержание данного периода западноевропейского общества. Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы обусловили основные доминанты в культуре этой эпохи.

Развитие торговли и промышленности содействовало объединению интересов буржуазии, городских слоев и части дворян в пределах уже существующих государств. К 17 веку заканчивается процесс формирования европейских наций, выразившийся в обособлении национально-государственных формирований, а вместе с ним завершился и процесс локализации больших национальных культур, своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, так и культурными традициями, сложившимися в каждой европейской стране. Это и дает основание рассматривать Новое время как самостоятельный этап развития мировой культуры.

С начала 17 века европейская цивилизация набирает мощный темп в научно-техническом развитии. Буржуазные революции в Нидерландах, Англии, Франции утвердили новые принципы устройства мира и заложили основы для формирования нового менталитета.

Мироощущение в это время было максимально поляризовано, оно было пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором человек занимал совсем не главное место, а был подчинен среде, обществу государству ( Паскаль «…человек лишь мыслящий тростник»)

Одной из фундаментальных новаций в духовной культуре 17 века стал переворот в науке. Развитие буржуазного способа производства порождало острую потребность в прикладных науках. Уже начиная с эпохи Возрождения, роль естественных наук в культуре неуклонно нарастала. Теперь ведущее место в естествознании заняла механика. Особенностью новой эпохи было также то, что наука переставала быть кабинетным занятием ученых – одиночек. Возникли новые формы организации исследовательской работы – научные общества академии наук. В 1635 г. была создана Французская Академия, а в 1660 г. – Лондонское Королевское общество.

Научная революция базировалась на новой оценке возможностей человеческого разума. Еще до того, как Рене Декарт в «Рассуждении о методе» объявил человеческий разум главным орудием познания мира., Френсис Бэкон провозгласил, что знание является силой, его источником – опыт, а не божественное откровение, и мерилом ценности – приносимая практическая польза. Важнейшими методами научного познания были объявлены эксперимент (Галилей, Бэкон, Ньютон)), механическая гипотеза, механическая модель (Декарт). Благодаря новым теориям и методам в 17 в. Было сделано гигантское количество открытий: созданы алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальное и интегральное исчисления в математике, получили разработку теория вероятности и волновая теория света. Все это позволяет говорить о широкомасштабной научной революции, происходит «расколдовывание» мира.

По этим причинам главной характеристикой культуры Нового времени стал рационализм, затронувший все ее сферы. основывался на идее, что в мире существует порядок, доступный человеческому познанию. Соответственно, общество, отношения людей, нравственность могут строится на разумных отношениях. При этом разум понимался как прирожденная познавательная способность, присущая всем людям в равной мере.