logo
лекции ИМК

3. Стили и направления в искусстве Нового времени. Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве.

Это было временем подъема различных видов искусств. Высокая трагедия и роман, бытовая комедия и новелла, ода и сатира – в каждом из этих жанров были созданы произведения высокой художественной ценности. Это время зарождения оперы и инструментальной музыки, эволюции пластических искусств.

В художественной культуре среди множества сложных и противоречивых проблем красной нитью проходит тенденция отображения реальной действительности в ее многообразном проявлении Рядом с картинами на библейские и мифологические сюжеты, рядом с парадным и классическим пейзажем, соседствуют изображения представителей самых различных слоев общества, вплоть из людей из народа, эпизоды из быта бюргеров и крестьян; появляются реалистические пейзажи, складываются различного типа натюрморты.

Два наиболее широких и влиятельных течения рассматриваемой эпохи – барокко и классицизм – сложны и двойственны по своей природе.

Барокко.

Развитие культуры XVII в. было связано со стремительно ме­няющейся картиной мира и кризисом идеалов итальянского Возрождения. Ве­ликие географические и естественнонаучные открытия разрушили прежние представления о неизменной гармонии мира, об ограниченном пространстве и времени, соразмерном человеку. То, что раньше казалось незыблемым и вечным, рассыпалось на глазах. В этих обстоятельствах человек начал остро ощу­щать зыбкость и неустойчивость своего положения. Новое мировосприятие по-особенному преломилось в культуре: все необычное, неясное, призрачное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и простое — скучным и неинте­ресным. Эта новая эстетика заметно потеснила прежние ренессансные принци­пы подражания природе, ясности и уравновешенности. Возник новый художест­венный стиль — барокко.

Точное происхождение термина «барокко» не установлено. С итальянского языка это слово переводится как «странный, вычурный, причудливый», а по-португальски термин буквально означает «жемчужина неправильной формы».

Отражая кризис гуманизма, дисгармоничность жизни, бесцельные порывы к совершенству, барокко соединило в себе, казалось бы, несоединимые момен­ты. Новый художественный стиль удивительным образом связал в себе разнооб­разные явления своего времени.

Во-первых, в барокко наиболее явным образом была осознана условность вся­кого порядка, гармонии. Под влиянием научных открытий, которые расширяли знания человека, но одновременно ставили его перед новыми сложными вопро­сами, указывали на безграничность бытия, человек начинал ощущать недоста­точность рационалистического мышления.

Во-вторых, в художественном сознании барокко получила развитие тенденция дистанционирования общества от природного мира. Поэтому в барокко развился интерес к дисгармоничному, фантастическому, гротескному и даже безобразному. Воз­росла значимость элементов зрелищности, эффектного воздействия. Красота воспринималась как проявление трансцендентного (выходящего за пределы) мира, а ее ощущение приб­лижалось к переживанию чудесного, необычного, эфемерного, волшебного, исключительного.

В-третьих, в художественном стиле барокко оказались реализованы интересы монархической власти и высшей аристократии. Абсолютизм предполагал, что во­ля короля - высший закон для всех. Поэтому мир, окружающий монарха, должен был вызывать трепетное благоговение у его подданных. Отсюда — сверкающее ве­ликолепие, пышность, помпезность, роскошь, поражающие воображение прос­тых смертных. Синонимом красоты становится сияющее величие и богатство.

В-четвертых, художественная логика барокко сумела выразить интересы ка­толической церкви. Католицизм вел в XVII в. борьбу не только с язычеством и атеизмом, но и с православием, и с протестантизмом. Реформация привела к отпадению от католической церкви Германии, Англии, Дании, Швеции, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии и других стран. Стремясь удержать и сохранить свое влияние, католическая церковь обратилась к давно испытанно­му средству - искусству. Художественные особенности стиля барокко были ис­пользованы католической церковью для возврата паствы в лоно католицизма.

Черты стиля: зрелищность, грандиозность, утриро­ванная экспрессивность, патетика , его внимание к чувственному, телесному началу.

Культовые сооружения в стиле барокко, поражающие вообра­жение, прославляющие величие бога, как нельзя лучше воздействовали на внут­ренний мир человека. В результате в этом стиле закрепились черты, необходи­мые для приобщения верующего человека к трансцендентному бытию, такие как мистицизм, экзальтация, иррационализм, монументальность, многоплановость, трагизм. Церковная месса все больше превращалась в захватывающее теат­ральное зрелище. Характерно, что в эту эпоху многие романские храмы перест­раивались в барочные, так как казались недостаточно выразительными. По этой причине стиль барокко, возникнув в конце XVI в. в Италии, получил распрост­ранение преимущественно в архитектуре тех абсолютистских государств, где господствующее положение занимала католическая церковь: Испании, Италии, Австрии, Чехии, Польше.

При всей своей противоречивости барокко смогло создать самостоятельную систему изобразительных средств, проявившихся в определенных специфичес­ких чертах. Проявления стиля барокко обнаруживаются :

- в криволинейных очер­таниях его памятников, преобладающих в планах архитектурных сооружений;

- в изысканной вычурности линий в скульптуре и живописи;

- в пышной декора­тивности, парадности фасадов и интерьеров зданий;

- в причудливости метафор и напыщенности языковых форм в поэзии и прозе.

Многие характерные черты стиля возникли и культивировались в придворной среде.

В архитектуре барокко можно выделить две основные тенденции: первая вы­ражает стремление к вычурности и выразительности, вторая — тяготеет к уравно­вешенным ордерным построениям. Дворцы и церкви барокко, благодаря рос­кошным, причудливым фасадам, сложности форм, криволинейным планам и очертаниям, приобретают живописность и динамизм, словно вливаясь в окру­жающее пространство. В парадных интерьерах архитектура сочетается со скульптурой, лепкой, резьбой. Самым грандиозным ансамблем в стиле барокко являются собор и площадь Св. Петра в Риме.

Безусловным лидером и классиком барокко по праву считается итальянский скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини. С его именем связано архи­тектурное преобразование собора Св. Петра, главной святыни католического мира. Он сумел изменить внутренний вид храма, не прибегая ни к каким перест­ройкам, а только используя сугубо барочные приемы, то есть соединяя монумен­тальную скульптуру и архитектуру малых форм. Свою работу в соборе Бернини начал с алтаря, над которым он возвел балдахин. Главный алтарь в соборе Св. Петра расположен не в центральной апсиде, а в подкупольном пространстве, не­посредственно над легендарным местом погребения святого Петра. Именно здесь, под микеланджеловским куполом, Бернини соорудил громадный (высотой 29 м) балдахин, который стал композиционным центром, приковывающим к се­бе внимание прихожан с момента входа в храм. Балдахин превратился в «идей­ный» и визуальный центр храма, а также ядро архитектурного ансамбля, образу­ющее контраст с куполом собора. Сам купол возносится на головокружительную высоту, от него потоки света льются вниз, порождая ощущение иррациональнос­ти всего происходящего. Человек чувствует себя совершенно раздавленным перед сверхъестественным, чудовищным масштабом увиденного. Но в этом и заключа­ется идеальное воплощение идеи римского католического барокко.

Еще более величественным творением Бернини стала грандиозная колоннада, состоящая из 284 колонн и 80 столбов высотой 19 м, обрамляющая огромную площадь перед собором. Он оформил эту площадь как продолжение храма. Пря­мо от краев фасада далеко вперед протянулись крытые галереи-коридоры, обра­зующие перед храмом трапециевидный участок с обширной соборной папертью, предме­тов не прорисованы, а их выразительность достигается гаммой цветовых и све­товых бликов, уходящих в сгущение мрака. а от концов галерей по эллиптическим кривым разошлись двумя рукавами ко­лоннады из колонн тосканского ордера. Сам Бернини сравнивал рукава колон­нады с объятиями церкви, готовой принять в свое лоно всех страждущих. И действительно, площадь вмещает огромное количество людей и вовлекает их в пространство собора.

Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. «Большой стиль» Питера Пауэла Рубенса.

В изобразительном искусстве барокко преобладали виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического и аллегорического характера, па­радные портреты, подчеркивающие привилегированное общественное положе­ние человека. Идеализация образа, безудержные гиперболы сочетались в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффек­тами, реальность - с фантазией, религиозный аскетизм - с подчеркнутой чувственностью. Главным критерием живописи барокко считалась красота. При этом художники видели красоту не в природе, не в прозе жизни, а в мистическом озарении. Поэтому часто в портретах и натюрмортах контуры отдельных лицом.

В живописи стиль барокко наиболее ярко представлен в творчестве знамени­того фламандского художника Питера Пауля Рубенса. В его произведениях цвет и живопись преобладают над рисунком. Рубенс не любит слишком четкие кон­туры. Что касается цвета, то художник предпочитает яркие, чистые и на­сыщенные тона, наполненные здоровой жизненной силой. Поэтому в его про­изведениях нашли отражение наиболее характерные черты, свойственные жи­вописи барокко: театральность и вычурность форм, невероятное сочетание возвышенной духовности и крайнего натурализма, грандиозность и чрезмерное изобилие мелких деталей.

В творчестве Рубенса монументальные формы органично слились с ярко-чув­ственным восприятием мира, основу которого составляли телесная красота и стихийное природное начало. Среди центральных тем его творчества - жен­щина, любовь и ребенок как единственный и прекрасный плод любви. Об­наженное женское тело являлось основой чувственной стихии, отвечающей идеалам художника. Поэтому в его картинах так много женщин, как правило, ге­роинь мифологических сказаний. Андромеда, Юнона, Венера, грации отражают идеал женской красоты, как его понимал Рубенс: это пышная блондин­ка с развитыми формами тела, довольно длинными ногами, широкой спиной, нежно-розовой эластичной кожей, мягкими локонами светлых волос.

Рубенс больше всего любил че­ловеческую жизнь и по­этому стал великим поэ­том жизни, наполненной счастьем, наслаждением и лиризмом. Он остается непревзойденным певцом человеческой плоти, чувственной красоты че­ловеческого тела. Только Рубенс смог с такой сме­лостью и любовью пере­давать прелесть самой плоти, ее нежную тепло­ту, мягкую податливость. Ему удалось показать, что тело может быть прекрасным, не обладая прекрасной формой.

Искусство голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна в некото­ром роде занимает срединное положение между барокко и классицизмом. В его произведениях можно обнаружить черты этих двух стилей (частности, его знаменитая «Даная» (Государ­ственный Эрмитаж)

Однако главное своеобразие искусства Рембрандта заключалось все-таки в другом. В процессе творчества постепенно определился интерес мастера к внутреннему миру его героев. Предметом его искусства становится неисчерпа­емое богатство духовной жизни человека. Рембрандт как бы всматривается и вслушивается в бесконечные переливы психологических состояний, неисто­щимые проявления индивидуального человеческого характера. О пристальном внимании к тайнам внутренней жизни, о поиске своей, личной истины говорят многие его работы.

В последний период творчества Рембрандт все больше углубляется в жанр пси­хологического портрета. Он открывает совершенно новую для европейского ис­кусства проблему — одиночество человека. Художественным выражением этой проблемы стало его знаменитое полотно «Возвращение блудного сына». В миро­вом искусстве существует немного произведений такого мощного эмоциональ­ного воздействия. В изображении библейской притчи о беспутном сыне, поки­нувшем родной дом и вернувшемся в него после многих бедствий, когда все близкие считали его погибшим, Рембрандт сумел передать не только библейс­кий текст, но и его дух. Упавший на колени перед отцом блудный сын, дошед­ший в своих скитаниях до последней степени нищеты и унижения, воплотил в себе трагический путь познания жизни. В образе отца представлена одновре­менно целая гамма человеческих чувств: радость встречи, беспредельная лю­бовь, долгое ожидание и счастье обретения.

Живопись Рембрандта достигла в поздний период его творчества исключи­тельной мощи не только по степени эмоциональной насыщенности, но и по ин­тенсивности красочного звучания. Краски на его картинах как бы излучают свет, а колорит строится на сочетании тлеющих красных, золотистых и коричневых тонов.