logo
лекции ИМК

Раздел 4. Культура Античности.

Основные понятия и термины по теме:антропоцентризм, катарсис, агональный,.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Художественная культура античного мира.

2. Искусство Древней Греции и его роль в истории мировой художественной культуры.

3. Основные периоды развития греческого искусства.

4. Римская античность. Краткая характеристика культуры Древнего Рима.

Краткое изложение темы и вопросов.

Античная цивилизация, в том числе художественная культура, оценивается в истории человечества как уникальное явление, как образец для подражания, как эталон творческого совершенства. «Античность – золотая пора человечества» – именно так ха­рактеризовалась эта эпоха.

Древневосточная система ценностей, базировавшаяся на безусловном при­оритете государства, к моменту зарождения античной культуры исчерпывала свой позитивный потенциал и давала «сбои». Именно государ­ство обеспечивало мир, порядок, стабильность и спокойствие в обществе, семье, во внутреннем мире каждого своего подданного. Оно же заботилось о сохранении иерархии в обществе, где каждый занимает свою нишу; оно обеспечивало строгое следование тради­циям и ритуалам. В этой системе ценностей человек жил в соответ­ствии с нравственными нормами, которые предполагают служе­ние человека, с исполнением им своего долга перед родиной, государем.

В древневосточной культурной парадигме были важны накоп­ленные в прошлом знания. Они заслуживают доверия, ибо это дар богов, и подкреплены опытом многих поколений. Практические знания позволяли человеку хоро­шо чувствовать природу, мир, в котором он жил. Человек в этой системе ценностей чувствовал себя органичной частицей мира, а мир хотя и суровый и жестокий, но не чужой, а родной, и даже – родственный.

Новая система ценностей, которая именно в античности начи­нает постепенно завоевывать свое место в культуре, базируется на приоритете личности. Личность умеет ценить свободу и стремиться к ней. Личность суверенна и независима экономически и политиче­ски, у нее развито чувство равенства и братства. В новой системе ценностей важна идея прогресса, и потому знания будущего, позна­ние нового и неизведанного приобретают особую значимость.

Че­ловека в новой системе ценностей интересуют вопросы сущности: «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу». Теперь ценятся знания теоретические и профессиональные. Именно такой характер знаний позволяет с наибольшей полнотой реализоваться личности. В но­вой системе устанавливаются новые отношения между личностью и обществом – отношения эквивалентного обмена, а их можно реализовывать на основе правовых отношений. Правовые отноше­ния, закон – способ регулирования всех человеческих отноше­ний в обществе. Перед законом все равны. Эта система ценностей, которая утверждается в античности, и называется – Европейской системой ценностей.

Сама античная культура – переходное явление, она долго жи­вет в древневосточной системе ценностей, но уже осваивает евро­пейскую, постепенно делая ее основой своей жизни и развития. В таких изменяющихся условиях развивается античная художест­венная культура, неся на себе на разных этапах те или иные осо­бенности проявления ценностных ориентации.

Целостность восприятия мира античного человека, античная сим­воличность, понятия о космосе и роке берут свое начало в мифологиче­ском мировосприятии. Ощущение красоты и гармонии – тоже резуль­тат развития некоторых мифологических представлений человека.

Неоднократный возврат к античности на протяжении двух ты­сячелетий, попытка человечества вновь и вновь взять в руки непре­взойденный шедевр, со скрытой тайной красоты и величия и осве­тить его светом новой эпохи, предпринималась во времена Ренессан­са, классицизма и модерна. Часто это сводилось к поискам идеала, что давало начало множеству направлений в искусстве и порождало множество идеологий, преображая облик государств и всей эпохи.

Античность – это понятие, объединяющее совершенно различ­ные эпохи, нации и страны (Ш тыс. до н.э. – IV в. н.э.), которые мы воспринимаем, как некое единое время, когда люди пытались найти в окружающем мире гармонию и красоту и наградить этими свой­ствами космоса человека. При всех несходствах и изменениях, про­исшедших за три тысячелетия эпохи Античности, было нечто такое, что в своем реальном воплощении оставалось неизменным, непод­вижным и совершенно общим. В Возрождении Античность воспри­нималась как возврат к стройному изяществу красивых и вырази­тельных форм. В эпоху Просвещения – как рационалистическое любование на изящество мелких художественных форм.

Античность всегда воспринималась как идеал и «золотая пора человечества» не только потому, что в искусстве и культуре были созданы множество шедевров, но также и потому, что взгляд челове­ка на мир, моральные и нравственные нормы, которыми человек ру­ководствовался все последующее тысячелетие, обрели свое начало именно в это время.

Античная художественная культура (от III тыс. до н.э. до V в. н.э.) прошла несколько этапов в своем развитии:

I. Эгейская:

– крито-микенская культура – III тыс. до н.э. – П тыс. до н.э.;

– «темные века», от Троянской войны до гомеровской Греции – XII – XI вв. до н. э.;

– гомеровская Греция – XI в. – VIII в. до н.э.;

– греческая архаика – VIII – VI вв. до н.э.

На этом этапе античной культуры господствуют древневосточ­ные ценности, они придают своеобразие художественной культуре этого периода.

II. Греческая классика – VI – IV вв. до н. э.;

Культура эллинизма – вт. пол. IV в. до н.э. – I в. до н.э.

На этом этапе формируется подвижная равновесная система между древневосточными и европейскими ценностями. В этих yсловиях художественная культура переживает бурный духовный расцвет.

III. Культура Римской республики – IV в. до н.э. – II в. до н.э.;

Культура Римской империи – I в. до н.э. – V в. н.э.

На протяжении всей античной культуры осваиваются и утвер­ждаются европейские ценности. Они задают направленность, то­нальность, характер, приоритеты художественной культуре. Евро­пейская художественная культура в контексте европейских ценно­стей на каждом новом этапе своего развития и совершенствования средствами искусств дает свое толкование, свое понимание этих ценностей. Это отражается в художественной культуре в процессе смены художественных стилей. Каждый художественный стиль – это своеобразие, особенность европейской культурной традиции. Сама Античность к V веку н. э. завершает свое развитие, уступая место новому витку развития культуры, новым интерпретациям основ­ных ценностей.

Эгейская культура.

Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название Крито-микенской или эгейской по названию объединяющего ее центры. Основными-географичедкимии точками этой культуры были острова и города материковой Греции Микены и Тиринф. Культуру островарит принято называть минойской (по имени легендарного царя Крита"иноса), культуру Микен и Тиринфа - элладской.

Время возникновения критской культуры - рубеж III - II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно 1200 г. до н.э. Жители вынуждены были покинуть остров из-за ряда млетрясений, бросив свои жилища. Позже жизнь на Крите зобновилась, ничего великого с точки зрения культурных ценностей здано не было, а великолепные дворцы, построенные древними телями Крита, пролежали в развалинах до начала нашего столетия, когда по воле судьбы туда попал английский ученый-лингвист А.Эванс. рассчитывая пробыть на Крите несколько недель (он занимался расшифровкой письменных памятников древнего Крита, созданных с помощью так называемого линейно-слогового письма). Эванс продержался там на два десятилетия. Почти в первозданном виде из песка, пыли и щебня открылись его взору дивные строения, красочные фрески, удивительной красоты и качества керамические изделия. Эванс, не будучи сам профессиональным археологом, собрал группу профессионалов, и в результате на карте истории мировой культуры появился неповторимый мир культуры древнего Крита.

Вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов. Первым из них в результате археологических раскопок под руководством Эванса был исследован и восстановлен огромный дворец город в Кноссе (центральная часть острова). Следуя греческому преданию, Эванс назвал его дворцом Миноса, потому что архитектурное устройство этого дворца поразительнейшим образом напоминало запечатленный в древнегреческих мифах знаменитый дворец-лабиринт. С этим дворцом связаны сказания об отважном Тесее и спасшей его из заточения во дворце-лабиринте Ариадне. Здесь же, если верить мифам, обитал Минотавр - чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Кстати, судя по имеющимся данным, образ быка был особенно притягательным для жителей Крита. В честь него проводились игры и празднества. Его образ запечатлен на фресках и вазах. В образе бога-быка воплощались разрушительные силы природы. Символом же вечного обновления природы, материнства и женственности была Великая богиня (Владычица) центральная фигура минойского пантеона богов.

Дворцы Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений. Здесь можно найти и великолепные тронные залы для торжественных мероприятий, и помещения более камерного плана. Сохранились разнообразные галереи и коридоры, открытые площадки для игрищ и театрализованных действ, лестницы и веранды. Внутренняя планировка отличалась беспорядочностью, и незнакомцу действительно было легко запутаться. Но, несмотря на это, дворцы воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствовал занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все остальные помещения. Дворцы постоянно перестраивались и становились все более пышными и объемными.

Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры. На фресках изображались экзотические животные, цветы сцены из жизни обитателей дворца. Галерея, ведущая в тронный зал, была расписана фигурами юношей и девушек, изображенных в человеческий рост, чинно следующих на очередное празднество. Реальные люди сливались с изображенными. Таким образом, создавалось впечатление бесконечного множества людей и особой торжественности. Тронный зал, стены которого покрыты темно-красной краской, украшают фрески, изображающие спокойно и величаво возлежащих львов. Там же можно увидеть странной формы колонны, расширяющиеся кверху.

Наиболее известная фреска Кносского дворца - "Игры с быком", изображающая религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов. На спине огромного быка мы видим выполняющего стойку на руках юношу. Рядом изображены две девушки, как бы подстраховывающие юношу. Сюжет фрески, хотя и связан с религиозным праздником, но имеет крайне светское звучание. На Крите религиозные верования никогда не были связаны с чем-либо мрачным и устрашающим. Они лишь помогали сделать жизнь ярче и красочней. Культура Крита отличалась от других культур того периода своим оптимизмом и жизнерадостность. Здесь никогда не строили крепостные стены, храмы и напоминающие о смерти гробницы. Религиозные обряды осуществлялись на природе. От внешних врагов жителей Крита защищало море. Гробницы же были весьма скромных размеров, а их стены покрывались живописью вполне оптимистичного содержания: например, на одной из них умерший изображен стоящим у входа и приветливо принимающим подношения живых - фрукты, рыбу, цветы. Вошел в историю изобразительного искусства и еще один шедевр критских мастеров, так называемый "Портрет парижанки". Он также ыполнен в технике фрески. На одной из стен запечатлена группа женщин в нарядных легких платьях, с затейливыми прическами. Но собенно запоминается одно изображение: профильный портрет женщищы с огромными глазами, пухлыми изящными ярко-красными губами и весьма радостным выражением лица. Она настолько пикантна и очаровательна, хотя и далеко не классическая красавица, что археологи из группы Эванса окрестили её "парижанкой", несмотря на то, что в то время, когда была нарисована эта дама, Парижа еще и в помине не было.

Поскольку религия была органичной и неотъемлемой частью жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти - теократия, приоторой светская и духовная власть, принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром. Критские фрески сохранили образ царя-жреца, прекрасного стройного юноши с приветливо улыбающимся лицом. Воплощен ли был идеал правителя, или же цари-жрецы действительно были молодыми, воплощающими расцвет жизненных сил и человеческой красоты людьми, сейчас наверняка сказать нельзя. Но несомненно, что образы культуры Крита воспевают красоту, молодость и радость бытия. ,

Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации,дошедших до нас, следует отметить, кроме прекрасных фресок,мечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепную полихромную (многоцветную) керамику. Именно на Крите изобрели темно-фиолетовую, почти черную краску, которой покрывались вазы, становившиеся прочными и влагонепроницаемыми.

Расцвет минойской культуры приходится на - первую половинувв. XVII до н.э.

В дальнейшем центр цивилизации перемещается в Материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или Эгейская) культура. Наиболее ранний памятник этой культуры – шахтные гробницы в Микенах (северо-восток полуострова Пелопоннес), открытые1876 г. известным археологом Г.Шлиманом (1822-1900). В гробницах бы ли найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски.Расцвет микенской цивилизации приходится на XV - XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Афинах. В отличие от критских почти все ахейские дворцы укреплены. Мощные стены сооружены из огромных каменных глыб без всякого связующего материала. Дворцы, как и на Крите, были украшены фресками, однако для воинственной, менее утонченной микенско культуры характерно преобладание сцен войны и охоты. Сцены боя украшают даже металлические кубки для вина. Да и сами здания кажутся мрачными и конструктивно простоватыми. В период расцвета ахейской цивилизации на смену шахтным погребениям приходит новый вид узкой усыпальницы - толос (или купольная гробница). Самый большой

из них - гробница Атрея (Агамемнона) в Микенах. Первоначально археологическая экспедиция сочла, что поросший травой холм имеет естественное происхождение. Но при тщательном осмотре было найдено углубление, которое после расчистки от травы и глины оказалось замурованным входом в гробницу. Представляет интерес золотая погребальная маска Агамемнона. Лицо усопшего воспроизведено условно, вне реальных пропорций и индивидуальных свойств. Возможно, ахейцы переняли элементы погребального обряда у египтян, но чисто формально, без осознания сокровенного смысла. Об этом пишет и О.Шпенглер, когда доказывает свою идею о невозможности взаимопроникновения культур.

Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность (так называемое линейное слоговое письмо А) и приспособили ее для передачи своего языка (так называемое линейное слоговое письмо Б). В 1953 г. английскому ученому М. Вентрису удалось расшифровать глиняные таблички со слоговым письмом Б, содержащие записи на греческом языке. Слоговое письмо А, которым пользовались не греки, а минойцы - доахейское население Крита, до сих пор не поддается расшифровке.

К крито-микенской культуре обычно причисляют еще и культуру легендарной Трои, находившейся в Ионии, на территории современной Турции. Генрих Шлиман, некогда российский подданный, разбогатевший на торговых операциях во время русско-турецкой войны, неожиданно увлёкся древнегреческими мифами и решил во что бы то ни стало доказать факт существования Трои. И ему это удалось. Благодаря его стараниям Троя из легендарной превратилась в исторически-конкретную. Другое дело, что Шлиман не был профессиональным археологом, да и группа нанятых им наскоро рабочих также не блистала профессионализмом. При раскопках они практически уничтожили тот культурный слой, на котором располагались остатки этой крепости, прокопав сразу до еще более древних культурных слоев. Но сам факт сущестования города, как и факт его длительной осады примерно на рубеже XIII-XII веков до н.э., был доказан. К тому же экспедиция Шлимана нашла уникальную сокровищницу золотых изделий, хотя и получила условное название "сокровища Приама", но, по мнению специалистов, относится к дотроянской эпохе. Этот клад теперь является достоянием Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве.

В конце XIII в. до н.э. масса северо-балканских варварских, незатронутых крито-микенской цивилизацией племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народа играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами - более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с передом дорийцев в Х1- XI вв.. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

Римская культура и античность

Культура Рима связана с завершением истории ан­тичного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как само­стоятельное явление, определяемое ходом историче­ских событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.

Трехмерность, пластика, скульптурность греческо­го искусства была отражением целостной и гармоничной модели мира и соответствующего ей целостно­го бытия греков.

В греческом мире индивид идеально вписывался в полис, а полисная структура в космос. Соответствен­но, в греческой модели мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен и доступен. Боги в та­кой модели мира были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. Более того, боги даже обладали понятными для человека слабостями. Человек был уверен, что похож на богов, и с этим свя­зывалась идея свободного владения пространством и временем, воплотившимся в греческом искусстве.

Вместо древнегреческой живой пластики в произ­ведениях древних римлян доминируют символика и аллегория.

Пластические, трехмерные, скульптурные образы эл­линов у римлян уступили место живописным, в Кото­рых пространство обозначалось в иллюзорно-символи­ческой форме - фресками, мозаикой, рельефами.

Римляне не потеряли способность восхищаться клас­сическими эллинскими формами, хотя шедевры, по­добные «Нике Самофракийской» или «Афродите Книдской» ими уже не могли быть созданы.

Римляне остро осознавали утрату способа целостного и художественного восприятия мира, пытаясь любы­ми средствами доказать свое родство с греческим ми­ром. Это нередко заставляло их создавать грандиозные по масштабам сооружения, чтобы, таким образом, вос­полнить ограниченность своих возможностей в сфере пластики трехмерного образа.

Римские храмы, форумы, фрески, мозаики, релье­фы, скульптуры (даже копии с греческих шедевров) значительно превосходили масштабами древнегрече­ские. Однако это привело к тому, что римские памятники иногда могут вызывать ощущение неестествен­ности и двойственности.

Римляне уже не могли приблизиться к греческому идеалу, так как была утеряна естественная модель мира — основа и тайна древнегреческого величия Но Рим достойно выполнил свою историческую миссию: он сохранил для Европы греческую античность, транслируя и тиражируя ценности величайшей культуры.

Древнеримская модель мира принципиально от­личалась от греческой. В ней не было события лич­ности, органически вписанного в событие полиса и космоса как у греков. Событийная модель римлянина упростилась до двух событий: событие индивида впи­сывался» в событие государства, или Римской империи. именно поэтому римляне обратили свое внимание на индивида. Им принадлежат непревзойденные скуль­птурные портреты с феноменально точной передачей уникальных особенностей лица, характера, привычек, а также рельефы, достоверно фиксировавшие истори­ческие события жизни империи — так называемые «ис­торические» рельефы и портреты.

Римский художник, в отличие от греческого, ви­девшего действительность через гармоничную трехсобытийную модель мира в ее пластическом единстве, стремился к" анализу, расчленению целого на части, подробному и достоверному изображению явления в полном соответствии с собственной двухсобытийной моделью мира. В его описании всегда как бы присут­ствуют два взгляда на явление. Первый — с позиции индивида. Второй - с позиции империи.

Грек же видел мир через всеобъемлющую гармо­ничную модель мира, через величественную и

героическую мифологическую систему, которая придавала модели мира законченность. Для римлянина же мир предельно упростился, миф перестал быть мировоззре­нием и превратился в сказку. Вследствие этого явле­ния воспринимались более отчетливо, познавать их стало значительно легче, но было утеряно нечто невос­полнимое — исчезло ощущение цельности бытия.

Архитектура Рима достигла высокого развития как в инженерном отношении, так и в художественной и социальной функциях. Принципиально по-новому по­нимали римляне идею единства художественной фор­мы и социального пространства.

Так, предельно гармоничные, открытые формы клас­сического Парфенона составляли единое целое с ланд­шафтом вокруг Акрополя. Они как бы символизировали греческую модель мира, естественную включенность земных событий в событие космоса.

Шедевры же римской архитектуры поражали сво­ими масштабами и доминированием отчужденных и замкнутых форм. Даже площади в Риме обносились высокими стенами и устраивались в низинах, в то время как древнегреческие были открыты и доступны. .

Но особенно этот принцип проявлялся в скульпту­ре. Если греческие атлеты открыты в своей пластике и как бы предназначены внешнему миру, то образы рим­лян как будто заключены в себе, сосредоточены, глу­боко индивидуальны и неповторимы.

Совершенно очевидно, что отношение римлян к фор­ме, объему, пространству, к человеку и космосу прин­ципиально иное, нежели у греков. И важным момен­том, объясняющим это различие, является ориентация на второе событие двухсобытиинои римской модели мира - на событие империи.

Это событие заменяет римлянину событие космоса, представляется колоссальным в соответствии с огром­ным пространством империи. Территориальная экспан­сия древнеримского влияния, включение в имперскую сферу уже в V веке до н. э. этрусских, италийских, галльских! египетских культур, расширение границ от берегов Атлантического океана до восточных границ Сирии, от Британии до Египта поразила мировоззре­ние римлян. Они стали ориентироваться на событие империи, которое, несмотря на всю свою значимость, оказалось ничтожным, даже исчезающе малым по срав­нению с величественным событием греческого мира -событием Космоса. Именно поэтому конец римской культуры был предопределен падением Империи.

По той же причине периодизация древнегреческого искусства, обозначающая годы становления архаикой, время расцвета классикой и кризисные века эллиниз­мом принципиально отличается от периодизации римского искусства, которая фиксируется в соответствии со сменами императорских династий.

Даже такие монументальные бронзовые шедевры, как «Капитолийская волчица», фиксируются в своей связи с легендой о происхождении империи.

В свете сказанного становится понятным, почему под античностью следует понимать прежде всего древ­негреческую культуру.

Древнеримская цивилизация.

Общая характеристика культуры Древнего Рима. Достижения культуры. Религия.

О возникновении Римской цивилизации существует две точки зрения.

Одни теоретики предполагают, что Римская цивилизация не является самостоятельным цивилизационным этапом, это лишь кризисный период развития античной цивилизации, последняя стадия греко-римской цивилизации. Согласно их концепции , римская культура не достигла тех высот, на которые поднялась греческая культура, они считали, что та цивилизация очень утилитарна. В этой цивилизации духовность и нравственность отодвинуты на второй план, а в первую очередь развивалась наука и техника, то есть то, что нужно человеку в сиюминутной жизни. Они считали, что духовная культура римлян, носит подражательный характер.

Но существует и другое мнение, которое доминирует в настоящее время в мировой историографии, оно сводится к тому, что именно те недостатки, которые отмечали первые теоретики, являются ее индивидуальностью. В чем же особенность этой цивилизации?

Во-первых, установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями.

Во-вторых, непрерывные войны.

Именно эти два фактора и стимулировали развитие цивилизации , определяли весь ее исторический облик.

Становлению римской цивилизации благоприятствовали и природные условия (окружение Аппенинского полустрова морями, горами, мягкий теплый климат, плодородные долины рек), и соседство с народами, стоящими на более высоком культурном уровне.

Основание Рима и римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н.э. Просуществоваля римская цивилизация 12 веков, которые разбиваются на з периода

  1. царский 8-6 вв. до н.э.

  2. период римской республики 4-1 вв до н.э.

  3. период римской империи 1 в. до н.э. – 5 в. н.э.

Начало конца эпохи послужило свержение последнего римского императора Ромула Августина 23 августа 476 года.

Ведя постоянные войны с соседями, римляне несли завоеванным странам и народам свой язык, свои обычаи и нравы. Но в то же вре­мя они многое и позаимствовали у других народов: этрусков, кар­фагенян и особенно у древних греков. По словам выдающегося рим­ского поэта Горация (65-8 гг. до н. э): «Греция, взятая в плен, побе­дителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства».

Римская знать преклонялась перед греческим искусством и обы­чаями. Римляне знакомятся с сокровищами греческой цивилизации: литературой, мифологией, поэзией, театром и философией. В Рим приезжают греческие философы, ораторы, скульпторы, историки. На римских площадях появляются мраморные копии знаменитых скульптур Фидия, Мирона, Поликлета. Все это, конечно, влияет на художественные вкусы римлян.

Но в отличие от греков — народа поэтов, философов, художников — римляне были народом завоевателей, инженеров, юристов. Основой римской нравственности были простота, дисциплина и доблесть. Практичные, суровые римляне ценили те виды искусства, которые имели утилитарное (практическое) значение. Не случайно они особо преуспели в тех видах деятельности, в которых мож­но извлечь выгоду: в технике, прикладных науках, в законо­дательстве. Занятия скульптурой, живописью, поэзией, как и физи­ческим трудом, считалось в римскую эпоху делом не достойным сво­бодного человека. Недаром история не сохранила имен римских художников, чье общественное положение сильно изменилось, ибо потребительское отношение к искусству превращало художника в исполнительного, старательного ремесленника, работающего по вкусу заказчика.

Конечно, художественные вкусы римлян формировались на ос­нове греческой культуры, но, «вдохновляясь традициями своих пред­шественников, римские мастера всегда умели сохранить свой оригинальный стиль и свою творческую индивидуальность» (Б. И. Ривкин).

За 12 веков своей истории Древний Рим создал богатейшее куль­турное и художественное наследие, в создании которого уча­ствовали и многие покоренные народы, стоящие иногда на более высокой ступени культурного развития. В поэзии — это творения великих латинских поэтов Горация, Вергилия, Овидия; в ораторс­ком искусстве — это речи Цицерона; в истории — труды Ливия

Не менее значительный вклад в мировую художественную- куль­туру внесли римские архитекторы и инженеры, скульпторы и мас­тера монументальной живописи, декоративно-прикладного и юве­лирного искусства.

Религия.

Римская религия зародилась еще в недрах родового строя и концу республиканского периода прошла длительный путь развития. Она носила характер политеизма.

В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. Римляне также как и все народы древности обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. В римской религии долгое время сохранялись остатки религиозных первобытных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма.

Жречество представляло собой крупный социальный слой, потому что обрядовая сторона жизни разрабатывалась чрезвычайно детально.

Долгое время сохранялись родовые и семейные культы. Семейный культ был одним из самых почитаемых .

В отличие от греческой, римская религия и мифология не име­ла столь поэтического, образного характера и была более прозаич­ной. Может быть, поэтому для римского искусства мифологическая тематика не имела столь важного значения, как для греческого.

Римский пантеон никогда не был замкнутым, он постоянно пополнялся новыми богами, а функции старых богов видоизменялись. Римляне считали, что включение в их пантеон богов поверженных противников принесет им конкретную пользу: боги не только не станут им мстить, но и, принимая жертвы, будут выступать как помощники. Верховным божеством уже в царский период выступает Юпитер.

Начиная с III века до н.э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествляли с греческими богами своих богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой,Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др.

Заимствуя греческих богов, римляне придерживались нравов и обычаев своих предков, почитая древнейших римских богов, в чис­ло которых входили Веста, Лары, Пенаты, Гении. Веста была боги­ней священного очага городской общины и дома. Она имела своих жриц — весталок. В частных домах Весте посвящался вестибул — входное помещение дома. Лары считались покровителями добро­соседских отношений, путей и перекрестков. Пенаты — это фа­мильные божества-хранители дома. Пенаты римского народа были святыней и залогом непобедимости Рима. Гений был культом гла­вы семьи. Каждый мужчина имел своего личного духа-покровите­ля — гения. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, божество входа и выхода, бог всякого начала.

Необычайная живучесть семейно-родового культа у римлян на­блюдалась до полной победы христианства над старой религией.

Искусство. Искусство Древнего Рима развивалось в рамках рабовладельческого общества. Искусство Древнего Рима –явление самобытное, самостоятельное, определяемое ходом исторических событий, условиями жизни, своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян.

Римляне ценили те виды искусства и науки, которые имели непосредственно практическое значение. Это исторический рельеф, скульптурный портрет. Но особенно римляне преуспели и были менее зависимы от греческих образцов в архитектуре и инженер­ном искусстве, которые стали ведущими ис­кусствами Рима.

Архитектура. Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, ростом римского города. Оно происходило под греческим и этрусским влиянием.

В результате римских завоеваний, разного рода богатства потекли в Рим. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которое подавляет человека. Отсюда зародилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности. Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделку зданий, богатому декоративному убранству.

В архитектуре Древнего Рима гражданские здания преобладали над культовыми. Если для греков главной постройкой был храм, то римляне создали много новых типов архитектурных сооружений, призванных подчеркивать идею могущества Римской империи. Это форумы и амфитеатры, триумфальные арки и колонны, термы и базилики, дворцы и виллы, дороги и мосты. Главными особенностями архитектуры Древнего Рима, по словам архитектора Витрувия были «прочность, польза, красота».

Главным строительным материалом в Древнем Риме были камень и кирпич. Но римляне первыми создали новый прочный и водо­упорный строительный материал — бетон, который вначале применялся при строительстве дорог, а позже способствовал возник­новению новых конструкций и архитектурных решений.

Основными конструктивными элементами римлян были арка, свод и купол, которые позволяли перекрывать огромные простран­ства без внутренних опор. Используя греческую ордерную систему, которая носила у римлян больше декоративный характер, и этрус­ский опыт возведения арок и сводов, они создали новую, типично римскую архитектуру, характеризующуюся особым размахом и ко­лоссальными масштабами.

Инженерные сооружения. Римляне были прекрасными строителями и инженерами. Верши­ной строительной деятельности римлян являются безупречные ин­женерные сооружения: дороги и мосты, водопроводы и акведуки, которые отличались долговечностью, практичностью и прочностью.

Завоевав огромные пространства римляне построили необычайно удобные и поистине вечные дороги. Самая древняя ведущая на юг Аппиева дорога была свидетелем всей истории Древнего Рима и, несмотря на солидный возраст никогда не ремонтировалась.

Там, где дорога упиралась в реку или ущелье, римляне строили мосты(виадуки), многие из которых прекрасно сохранились. Римские города имели систему водопровода и канализации. Из рек и источников вода подавалась в город по крытым каналам, проходившим черех овраги и над дорогами с помощью мостовых арочных конструкций – акведуков.

Градостроительство.Рационализм римлян, их стремление к четкой организации го­сударственного и военного уклада отразились в градостроительстве. Народ-завоеватель придавал большое значение планировке и заст­ройке перпендикулярными улицами — кардо (север — юг) и декумануса (восток — запад). На пересечении этих улиц располагался форум — административный и религиозный центр города. Главные улицы обрамлялись колоннадой и завершались у форума триумфальны­ми воротами или проездными воротами у городской стены. устраивалась часто только со стороны главного фасада.

Форум – центр общественной и деловой жизни римского города и местом пересечения его основных магистралей. На площади располагались общественные здания: базалика – здание для суда и биржи, курия –для заседания сената, таверна – для торговли, табуларий – для хранения архива.

Храмы. Главным сооружением форума был храм. Римский храм строился на высоком основании, который назывался – подий. Храмы ре­шались как простиль или периптер, но встречались и круглые хра­мы. Из храмов, построенных в период республики, хорошо сохра­нились храм Фортуны Вирилис (богини судьбы) на Бычьем рынке (псевдопериптер) и храм Весты (круглый периптер).

Выдающимся храмовым сооружением, имевшим круглый план, был Пантеон — храм «всех богов», построенный Аполлодором Да­масским в эпоху Адриана в 118-128 гг. Здесь впервые в античности внутреннее пространство станет играть главенствующую роль. Ди­аметр купола и высота внутреннего пространства Пантеона равны 43,5 метра, что превосходит по размеру все подобного рода конструкции вплоть до XIX в. Сооружение подобной купольной построй­ки стало возможным благодаря частому использованию сводов и арок в термах и базиликах.

Театры, одеоны. Важную роль в жизни римлян играли зрелищные сооружения, ко­торые достигли особого размаха в период империи. Неимущие го­рожане, которые давно забыли, что такое работа, требовали бесплат­ной раздачи хлеба и зрелищ. Для них по всей империи строились театры, одеоны, амфитеатры и цирки.

В основе римского театра лежал греческий. Не связанный с ре­лигиозным культом римский театр чаще строился на субструкциях (подпорные сооружения) и имел несколько этажей. Действие про­исходило не в полукруглой орхестре, а на выдвинутой вперед сце­не, внешняя стена которой служила фасадом. К наиболее сохранив­шимся относятся театр Марцелла в Риме (13 г.), в котором соедини­лись греческий ордер и римские своды; врезанный в холм театр в Оранж (Еаллия); театр в Помпеях.

Для музыкальных и поэтических представлений перед избран­ной публикой строился крытый или открытый маленький театр — одеон, который называли еще аудиторией.

Особо любимыми в Древнем Риме были амфитеатры, где про­ходили самые популярные в империи бои гладиаторов. Амфите­атры в плане имели овальную форму, а по фасаду — ярусы аркад, оформленные ордером. Самый известный из них — амфитеатр Флавиев в Риме Колизей, который был заложен в 75 г. н. э. Веспасианом и открыт при Тите в 80 г. н. э. Этот самый большой амфи­театр вмещал до 50 тыс. зрителей, его продольные и поперечные оси равнялись 187,77 м и 155,64 м, эллипсовидная арена имела 85 х 53 м, а под ней размещались десятиметровые подвальные поме­щения. В Колизее прекрасно использовалось сочетание римской арки и греческого ордера, который носил здесь чисто декоратив­ный характер.

Скульптура. Римские города украшали мастера изобра­зительного искусства: скульпторы и живопис­цы, произведения которых отличались мону­ментальностью и реалистичностью изобра­жения. На скульптуру спрос в Риме был огромный, но среди различных скульптурных жанров наибольшее развитие получили истори­ческий рельеф и портретный бюст. Из всех видов рельефов римляне отдавали предпочтение пове­ствовательному историческому рельефу, стремясь художественно Для конных состязаний в Риме строили цирки, имеющие вытя­нутую, подковообразную форму. Наиболее популярным был Боль­шой цирк (Цирк Максимус), вмещавший до 385 тыс. зрителей. К хорошо сохранившимся относится цирк Максенция (312 г.) на Аппиевой дороге в Риме.

Арки и колонны. О славе и могуществе великой империи напоминают нам триум­фальные арки и колонны. Триумфальные арки, прославляющие по­беды императоров, ставились по всей империи.

О величии и грандиозности их побед свидетельствуют и триумфальные колонны. Колонна Траяна. Сложена из 17 барабанов мрамора, 23 витка исторического рельефа. По словам Стендаля является лучшим автопортретом, который оставили человечеству римляне. Запечатлеть все, что связано с их историей, которую они уже тогда считали великой. Развитию искусства рельефа способствовало и со­здание разнообразных типов архитектурных зданий и сооружений, требующих скульптурных украшений. Это алтари, гробницы, храмы, триумфальные арки и колонны. Прекрасным примером римс­кого исторического рельефа служит рельефная лента триумфаль­ной колонны Траяна — выдающегося администратора, талантливо­го полководца, умного и сдержанного правителя. Эти рельефы, точ­но и конкретно повествующие о войне римлян с племенем даков, являются драгоценным источником наших представлений о жиз­ни и культуре, своеобразной скульптурной энциклопедией костю­мов и военного быта Древнего Рима.

В области круглой скульптуры римляне многому научились у своих соседей —греков и этрусков. Римские скульпторы ввозили и копировали греческие образцы, многие из которых известны нам благодаря римским копиям и вариантам. Но если греки создавали обобщенный образ всесторонне развитого прекрасного человека, то римский скульптор обращал внимание на характер человека, его внутренний мир, показывая римского гражданина таким, какой он есть, не стыдясь возраста и морщин, видя ценность и неповтори­мость конкретной личности.

На площадях Древнего Рима стояло множество статуй: бронзо­вых и мраморных, пеших и конных. По словам одного из древних писателей, в стенах Рима жил еще один народ, состоящий из ста­туй. Такому развитию искусства скульптуры способствовал обычай увековечивать политических и военных деятелей, воздвигая им ста­туи в общественных местах. Эти памятники скульптуры республи­канской поры походили на отлитую из бронзы две тысячи лет на­зад статую так называемого «Оратора» — Авла Метелла в тоге. Тогу могли носить только полноправные граждане Рима, называемые тогатус. Поза тогатуса проста и конкретна, некрасивое лицо спо­койно и уверенно.

Статуи императорской эпохи несли в себе другой настрой. Вну­чатый племянник Юлия Цезаря Октавиан, ставший первым императором Рима и получивший титул Август (что означало «священ­ный»), изображен в величественной позе. И хотя в этом официаль­ном портрете черты лица и одежда переданы по-римски правдиво и точно, облику Октавиана придан божественный, идеализированный вид героя. Это уже не тот оратор республиканского Рима,а он сознает свое велич Римляне ценили те виды искусства и науки, которые имели непосредственно практическое значение. и свою историческую миссию.

В Древнем Риме было около 22 коннньгх монументов, но дошел до нас лишь один —бронзовый конный монумент Марку Аврелию, ус­тановленный в XVI в. на Капитолийской площади. А сохранился он потому, что в эпоху Средневековья его приняли за статую импера­тора Константина, при котором в 313 г. христианство стало госу­дарственной религией Римской империи. Именно эта статуя послу­жила образцом для конных монументов разных времён и стран.

Перед нами мператор, которого называли философом на троне, хотя он провел большую часть жизни в седле. Он был одним из лю­бимых мыслителей Льва Толстого. В сочинении «Наедине с собой» Марк Аврелий писал: «Время человеческой жизни — миг; ее сущ­ность — вечное течение; ощущение смутно, строение всего тела бренно; душа неустойчива, судьба загадочна; слава недостоверна». Это настроение ухода во внутренний мир ощущается и в самой фигуре лишенного доспехов императора.

В Древнем Риме было около 22 коннньгх монументов, но дошел до нас лишь один —бронзовый конный монумент Марку Аврелию, ус­тановленный в XVI в. на Капитолийской площади. А сохранился он потому, что в эпоху Средневековья его приняли за статую импера­тора Константина, при котором в 313 г. христианство стало госу­дарственной религией Римской империи. Именно эта статуя послу­жила образцом для конных монументов разных времён и стран.

Перед нами мператор, которого называли философом на троне, хотя он провел большую часть жизни в седле. Он был одним из лю­бимых мыслителей Льва Толстого. В сочинении «Наедине с собой» Марк Аврелий писал: «Время человеческой жизни — миг; ее сущ­ность — вечное течение; ощущение смутно, строение всего тела бренно; душа неустойчива, судьба загадочна; слава недостоверна». Это настроение ухода во внутренний мир ощущается и в самой фигуре лишенного доспехов императора.

Если греки были мастерами статуарной пластики, то римляне созда­ли реалистический индивидуальный скульптурный портрет, став­ший истинно римским культурным завоеванием. Выполняя портреты выдающихся людей, они уделяли особое место лицу, передавая не толь­ко внешнее сходство, но и раскрывая характер человека, вполне соот­ветствующий фактам его биографии и духу эпохи, в которой он жил.

Развитиевимского скульптурного портрета связано с заимствованным у этруско религиозным обычаем чтить память предков и сниматъ с умершего гипсовую или восковую маску, которую потом переводили в мрамор. Эти маски предков — точные натура­листические портреты — несли во время похоронной процессии и хранили в главном помещении дома, доказывая знатность и древ­ность рода хозяина дома. Статуя пожилого римлянина с бюста­ми предков, находящаяся в Капитолийском музее, напоминает нам об этом обычае.

По римским скульптурным портретам-биографиям можно изучать историю республиканского и императорского Рима, «вся история римского падения выражена тут бровями, лбами, губами» (Герцен).

Перед нами портрет известного полководца, который жил в кровавый пери­од смены политической системы Древнего Рима от республики к им­перии. Его звали ГнейПомпей. О нем говорили: «Он был честен на сло­ва, но лжив душой». Но римский скульптор с беспощадной правдивос­тью и оттенком иронии и насмешки показывает внешний облик это­го, видимо, недалекого, ограниченного человека: заплывшие сонные глазки, отвисший подбородок, небрежную прическу.

Помпеи проиграл схватку за власть, ведь его противником был истинно великий римлянин, человек аристократического проис­хождения и незаурядных способностей, умный, ловкий, расчетли­вый и дальновидный политик—Гай Юлий Цезарь. В портрете этого человека с высоким лбом, зоркими глазами и сжатым ртом мастер сумел передать решимость и железную волю человека.С приходом поклонника всего греческого — императора Адриана, изменился внешний облик римлянина. Стали модными длинные вьющиеся волосы и бороды, как во времена правления Перикла. Муд­рый администратор, полководец, политик, путешественник, тонкий ценитель искусства, Адриан хорошо рисовал, играл на музыкальных инструментах, прекрасно говорил на латинском и греческом язы­ках. Есть что-то загадочное и таинственное с легким налетом печа­ли во взгляде этого императора.

Именно в эту эпоху римские скульпторы используют бурав и по­казывают зрачок. Это проникновение в толщу мрамора как бы дало выход внутреннему свету человеческой души, а полуприкрытые ве­ками глаза придали особую выразительность взгляду.

Во всех римских скульптурных портретах есть одно общее каче­ство: в каждом из них наряду с индивидуальными характеристика­ми человека отражено настроение эпохи. Прекрасный пример это­му — портрет Каракаллы, правившего в период постоянных заго­воров. Его страшным злодеяниям не было конца, если бы не удав­шееся покушение.

Борьба сенатских и солдатских (варварских) императоров про­ходит через всю историю Рима III—IV вв. н. э., которые можно на­звать агонией Римской империи. В портрете Филиппа Аравитяни­на с солдатской суровостью переданы жесткость и властность это­го человека.

На закате античности скульпторов уже не интересует индивиду­альность личности. Портреты с преувеличенно большими глазами превращаются в символы веры и духа. С принятием при императо­ре Константине христианства рождается новый художественный мир, проповедующий аскетизм. Приближается Средневековье, и римский скульптурный портрет завершает свой путь.

О древнеримской живописи по сравнению с архитектурой и скульптурой мы знаем довольно мало. В основном это произведе­ния монументальной живописи: стенная роспись и мозаики, най­денные при раскопках центральной части Рима и городов Помпеи и Геркуланум, погибших во время извержения вулкана Везувия в 79 г. н. э. Особенно велико значение Помпеи для изучения античной жи­вописи.

Римляне придавали большое значение убранству своих домов. Особую популярность в Древнем Риме приобрели мозаики — кар­тины, составленные из крохотных кусочков камня. На небольшие участки поверхности наносилась влажной штукатурка, а в нее вдав­ливались отдельные камешки. Поначалу были широко распростра­нены черно-белые композиции с геометрическим орнаментом. Позже мозаикой набирались целые картины. Один из шедевров сре­ди мозаик — картина в богатом помпейском доме «Битва Александ­ра Македонского с Дарием при Иссе».

Стены домов украшались фресками — росписью по сырой штукатурке. Краски готовили из минеральных веществ, а краси­тели получали из растений и животных. Во фресковых pocписях--

Наряду с монументальной стенной живописью существовала станковая портретная живопись, которая, по словам Плиния, была очень популярна в Древнем Риме. Но до нас дошли лишь найденные в Фаюмском оазисе в Египте погребальные портреты, выполненные на деревянной доске в технике энкаустики — живописи горячими восковыми красками. Уникальные памятники этих ранних живопис­ных портретов находятся в Музее изобразительных искусств им. А. С-. Пушкина в Москве и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Интерьеры римских общественных и жилых зданий украшались не только произведениями скульптуры и живописи. Больших успе­хов достигли мастера Рима и его провинций в области прикладно­го искусства: глиптики — искусства резьбы по драгоценным и по­лудрагоценным камням; торевтики — искусства рельефной обра­ботки металла; искусства чеканки монет и керамики.

Богатейшей коллекцией произведений глиптики — античных гемм, служивших амулетами, печатями, женскими украшениями — обладает Государственный Эрмитаж. Гемма с врезным изображени­ем называется инталия, а с выпуклым рельефным изображением — камея. Родиной камей считается Александрия в Египте. Именно там была создана в III в. до н. э. одна из самых известных и крупных ан­тичных гемм — «Камея Гонзаго», изображающая Птолемея И и его жену Арсиною. Поддаваясь обаянию греческих камей и сохраняя следы эллинистических традиций, римские мастера все же не теря­ют своей индивидуальности и сохраняют лаконичность и строгость стиля.