Культура Древней Индии
Определенеие цивилизации см ранее
Индия от реки Инд, сначала называли Синдху, затем Хинд, местное население Хинди. Периодизация: 1. Древнейшая культура 25-18в до н.э. Доарийский период. 2. Ведический период сер 2 тыс - 7 в до н.э. 3. Буддийский период 6-3в до н.э. 4. Классический период 2в до н.э. – 5в.
1. Доарийская культура (Дравидская). Дравиды – местное население, австрало-негроидная раса. Создают 2 великих цивилизации у реки Инд – Хараппа, Мохенджо-Даро. Цивилизация высокого уровня. Города по принципу четырехугольника, не имели острых углов, разделенные улицами. Ювелирные украшения. Божество в позе лотоса в состоянии медитации – прото Шива. Йога и тантра – они связаны с женскими культами). Эта культура гибнет таинственным образом, конец совпадает с приходом нового народа – Арьи (пришли с тер-рии Восточной Европы).
2. Европейская раса. Язык близкий к нашему. Арий – благородный. Распологается у реки Ганг – веды – священные книги религиозно-философского содержания: Риг-веда, Само- веда, Атхарва-веда, Аюр-веда, ведическая лит-ра – Упанишад. Введена кастовая система, варна (цвет, варновая система). А )– Каста, варна – брахманов (духовных учителей) цвет белый (религиозных деятелей. Б )– Кшатрии (воины) – раджи, цвет – красный. В) – Вайшью – все (широкие слои населения – земледельцы, торговцы) цвет желтый. А и Б разрешалось слушать и изучать ведическую лит-ру. Г. )Шудры (слуги) цвет – черный нельзя слушать и читать ведическую лит-ру. Д) – Неприкасаемые – местное население. 3 главных Бога творца: 1. Брахма – создал вселенную, 2. Вишну – следит за порядком во вселенной 3. Шива – оплодотворяющий, сжигающий. Население Индии поделено на Вишнуитов (природа) и Шиваитов (кровь). Идея ведической лит-ры: идея жертвы – за все надо платить, жертвоприношение самым дорогим; идея кармы закон причин (поступки, желания) и следствий (счастье или несчастье. Карма – это энергия, которая имеет свою вибрацию и цвет. Реинкарнация – перевоплощение, повторное рождение. Инкарнация – воплощение бога на земле. Следующая стадия развития ведической ли-ры – Брахманизм 15-7в до н.э. С 7в Осевое время – появляется много религий, в Индии 2:
Буддизм – первая мировая религия. Возник 7-6в до н.э. В Сев Индии, позже распространяется в Тибете, Монголии, Китае, Японии и Юго-восточной Азии. Индийский народ – учитель Будда – это не имя, это состояние пробужденности или просветления, имя - Ситхартха. Это религия без Бога, все бытие состоит из Дхарм (то, что держит молекулы, атомы, код вселенной). Жизнь – это поток Дхарм, неустойчивые дхармы – Сансара, устойчивые – Нирвана.
Трилакшина (три принципа буддизма) 1. Отсутствие Атмана (души) у человека и творца, задача буддиста – прервать существование души. 2. Все-пустота, где нет ничего постоянного. 3. Все в этом мире – страдание. Суть буддизма – мир есть страдание. Молились Ботхисатве (это Будда на земле), на поздних ступенях начали обожествлять будду. Священная книга – Типитака.
-
Веди́ческая цивилиза́ция — индо-арийская культура, ассоциируемая с Ведами, самыми ранними источниками об Истории Индии.
-
Буддийский период Была в Индии временем кризиса древней ведической религии, хранителями которой были жрецы.
-
Классический период Классическая эпоха характеризуется окончательным формированием стабильной религиозной, общинно-кастовой и экономической системы множества владений противоборствующих мелких династий, поочередно создающих непрочные крупные державы разного охвата.
- Термин «культура». Проблема определения понятия культуры.
- Культура как система. Структура и функции культуры.
- Взаимосвязь культуры и творчества. Виды творческой деятельности. Культура гуманитарная и культура техническая.
- Человек в мире культуры. Культура и свобода человека.
- Плюралистическая модель развития культуры.
- Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.
- Первобытная культура: общая характеристика. Первобытная религия. Искусство первобытности.
- Специфика культуры древних цивилизаций. Древность и первобытность: общее и особенное.
- Культура Древнего Египта
- Культура Месопотамии
- Культура Древней Индии
- Культура Древнего Китая
- Язык и культура. Языки культуры.
- Религия в древнем мире и её влияние на культуру древности.
- Античная культура: формирование, периодизация, общая характеристика.
- Античная мифология и ее отражение в культурах Древности и Нового времени.
- Культура Древней Греции: общая характеристика.
- Культура Древнего Рима. Общее и особенное в культурах античных Греции и Рима.
- Античная литература и театр
- Изобразительное искусство и архитектура античного мира.
- Появление христианства и первые века его истории. Основы вероучения и культа. Влияние христианства на европейскую культуру.
- Средневековая культура Западной Европы: общая характеристика.
- Общая характеристика культуры Византии.
- Византия и Западная Европа: два пути культурного развития. Католицизм и православие.
- Дохристианская культура восточных славян. Принятие Русью христианства. Язычество и христианство на Руси.
- Древнерусское искусство.
- Русская культура: характерные черты. Особенности русского национального менталитета.
- Средневековое искусство. Христианство и искусство.
- Романский и готический ― два стиля, два этапа в развитии европейской архитектуры.
- Средневековая наука и образование в Западной Европе.
- Ислам и культура арабо-мусульманского мира в Средние века.
- Возрождение: сущность, причины, основные черты. Национальные особенности культуры Ренессанса.
- Искусство эпохи Возрождения.
- Реформация как феномен культуры. Гуманизм и протестантизм.
- Западноевропейская культура XVII века. Барокко и классицизм.
- Русская культура XVII века.
- Европейская культура эпохи Просвещения. «Новый ренессанс» и новый . Кризис гуманизма.
- Культура России XVIII в.
- Мировая культура XIX века: новые тенденции.
- Культура России XIX в.: проблемы и достижения.
- Мировая культура 1-ой половины XX века.
- Мировая культура 2-й половины XX века.
- Русская культура «серебряного века».
- Отечественная культура XX века: общая характеристика.
- Актуальные проблемы современного искусства.
- Проблема кризиса современной отечественной культуры и поиск путей его преодоления.