logo
Шпаргалка По Культурологии К Экзамену Для Дневников (Боброва В

Проблема кризиса современной отечественной культуры и поиск путей его преодоления.

Культура любого народа является результатом комплексного воздействия нескольких взаимосвязанных факторов – природы страны, национального характера, исторических судеб государства, воздействия господствующей религии, влияния иных народов и цивилизаций. Это положение относится в полной мере и к русской культуре, имеющей многовековую историю.

Политические, экономические, социальные потрясения, охватившие огромную державу и не имеющие аналогов в современном мире по своей глубине, остроте и особенно последствиям, не могли не отразиться на состоянии культуры народа.

С другой стороны - именно культура все решительнее заявляет о себе как самостоятельная животворящая сила, оказывающая огромное воздействие на всю атмосферу в обществе, чтобы центростремительные силы окончательно не разнесли его в прах.

  Первая группа причин острого кризиса культуры связана с разрушением прежнего общественно-политического уклада в бывшем СССР и резкой сменой ценностных ориентации, укоренившихся в нескольких поколениях людей.

Вторая группа причин, определяющих острый кризис отечественной культуры и составляющих сущность современной социокультурной ситуации, связана с классовым расслоением общества и социальным неравенством людей. В стране с некогда относительно однородным составом населения произошла взрывная социальная дифференциация: за короткий срок образовался слой богатых и сверхбогатых людей при одновременном массовым обнищании населения. Этот процесс, губительный сам по себе, обернулся страшной девальвацией образования, духовных ценностей, культуры в целом.

Третья группа причин, определяющих содержание современной социокультурной ситуации, связана с формированием рыночных отношений, массовой коммерциализацией культуры.

    Четвертая группа причин, хотя и связана внутренне с предыдущей, но достаточно самостоятельна и определяется прежде всего процессом вестернизации отечественной культуры. Уже очевидно, что незащищенная в финансово-экономическом отношении отечественная культура уступает место западной, опирающейся на мощную денежную и техническую основу. Наше искусство, например, занимая по ряду позиций ведущее место в мире (балет, оперное, музыкальное, изобразительное искусство и т.д.), не может конкурировать на западном рынке. Причины разные - национальная специфика и сложности перевода; техническое оформление художественной продукции. Но главное здесь - изощренность западных партнеров: сманить деятелей культуры России, скупить на корню, превратить в собственность западных музеев, частных коллекций и галерей выдающиеся произведения отечественной художественной культуры - это, пожалуйста, но равное партнерство, сотрудничество - чаще всего - нет.

В целом мировая культура XX века представляет собой процесс, сложный и противоречивый усугубленный тем, что значительный период времени мир был расколот на два лагеря по идеологическому признаку. В то же время вызов, бросаемый человечеству глобальными проблемами, относится как к мировой культуре в целом, так и к каждой национальной культуре в отдельности. Здесь решающая роль принадлежит диалогу различных культур, мировому культурному процессу.

Для культуры современной России основная задача состоит в выработке стратегического курса на будущее в быстро меняющемся мире.

Если потенциал современной русской культуры видится достаточно большим, чтобы дать ответ на вызовы современного мира, то современное состояние культуры далеко от идеала. Наличествует необходимость уйти от мышления, ориентирующегося на максимализм, радикальный переворот и переустройство всего и вся в кратчайшие сроки и перейти к долгому, сложному, но, несомненно плодотворному последовательному развитию отечественной культуры.