Средневековая наука и образование в Западной Европе.
Схемы образования в средневековой Европе основаны на принципах античной школьной традиции и учебных дисциплинах.
2 этапа: начальный уровень включал грамматику, диалектику и риторику; 2‑й уровень — изучение арифметики, геометрии, астрономии и музыки.
В начале 9 в. Карл Великий распорядился открыть школы каждой епархии и монастыре. Стали создавать учебники, в школы открыли доступ мирянам.
В 11 в. появляется приходские и кафедральные школы. Из-за роста городов внецерковное образование стало важным фактором культуры. Оно не контролировалось церковью и давало больше возможностей.
В 12―13в. появляются университеты. Они состояли из ряда факультетов: аристократического, юридического, медицинского, богословского. Христианство определило специфику знания.
Средневековое знание ― не систематизировано. Теология или богословие было центральным и универсальным. Зрелое средневековье внесло вклад в развитие естественно-научного знания. Появляется интерес к медицине, получены химические соединения, приборы и установки. Роджер Бэкон — англ. философ и естествоиспытатель, считал возможным создание летающих и двигающихся аппаратов. В поздний период появляются географические труды, уточненные карты и атласы.
Богосло́вие, или теоло́гия — совокупность религиозных доктрин о сущности и бытии Бога. Богословие возникает исключительно в рамках такого мировоззрения
Христианство — одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени ее основателя Христа.
Инквизиция — в католической церкви XIII—XIX вв. церковно-полицейское учреждение для борьбы с ересью. Судопроизводство велось тайно, с применением пыток. Еретики обычно приговаривались к сожжению на костре. Инквизиция особенно свирепствовала в Испании.
Коперник предложил гелиоцентрическую систему построения планет, по которой центром Вселенной являлась не Земля (что соответствовало церковным канонам), а Солнце. В 1530 году он завершил свой труд "Об обращении небесных сфер", в котором излагал эту теорию, но, будучи искусным политиком, публиковать его не стал и таким образом избежал обвинения в ереси со стороны инквизиции. Еще более ста лет книга Коперника тайно расходилась в рукописях, а церковь делала вид, что о ее существовании не знает. Когда же Джордано Бруно на публичных лекциях стал этот труд Коперника популяризировать, смолчать не смогла.
До начала XIX века инквизиционные трибуналы вмешивались буквально во все сферы деятельности человека.
В XV веке испанская инквизиция казнила математика Вальмеса только за то, что тот решил уравнение невероятной сложности. А это, по мнению церковных властей, было "недоступно человеческому разуму".
Действия инквизиции отбросили медицину на тысячелетия назад. На протяжении столетий католическая церковь противилась хирургическому вмешательству.
Святая инквизиция не могла обойти своим вниманием историков, философов, писателей и даже музыкантов. Те или иные проблемы с церковью были у Сервантеса, Бомарше, Мольера и даже у Рафаэля Санти, писавшего многочисленных мадонн и под конец жизни назначенного архитектором собора Святого Петра.
- Термин «культура». Проблема определения понятия культуры.
- Культура как система. Структура и функции культуры.
- Взаимосвязь культуры и творчества. Виды творческой деятельности. Культура гуманитарная и культура техническая.
- Человек в мире культуры. Культура и свобода человека.
- Плюралистическая модель развития культуры.
- Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.
- Первобытная культура: общая характеристика. Первобытная религия. Искусство первобытности.
- Специфика культуры древних цивилизаций. Древность и первобытность: общее и особенное.
- Культура Древнего Египта
- Культура Месопотамии
- Культура Древней Индии
- Культура Древнего Китая
- Язык и культура. Языки культуры.
- Религия в древнем мире и её влияние на культуру древности.
- Античная культура: формирование, периодизация, общая характеристика.
- Античная мифология и ее отражение в культурах Древности и Нового времени.
- Культура Древней Греции: общая характеристика.
- Культура Древнего Рима. Общее и особенное в культурах античных Греции и Рима.
- Античная литература и театр
- Изобразительное искусство и архитектура античного мира.
- Появление христианства и первые века его истории. Основы вероучения и культа. Влияние христианства на европейскую культуру.
- Средневековая культура Западной Европы: общая характеристика.
- Общая характеристика культуры Византии.
- Византия и Западная Европа: два пути культурного развития. Католицизм и православие.
- Дохристианская культура восточных славян. Принятие Русью христианства. Язычество и христианство на Руси.
- Древнерусское искусство.
- Русская культура: характерные черты. Особенности русского национального менталитета.
- Средневековое искусство. Христианство и искусство.
- Романский и готический ― два стиля, два этапа в развитии европейской архитектуры.
- Средневековая наука и образование в Западной Европе.
- Ислам и культура арабо-мусульманского мира в Средние века.
- Возрождение: сущность, причины, основные черты. Национальные особенности культуры Ренессанса.
- Искусство эпохи Возрождения.
- Реформация как феномен культуры. Гуманизм и протестантизм.
- Западноевропейская культура XVII века. Барокко и классицизм.
- Русская культура XVII века.
- Европейская культура эпохи Просвещения. «Новый ренессанс» и новый . Кризис гуманизма.
- Культура России XVIII в.
- Мировая культура XIX века: новые тенденции.
- Культура России XIX в.: проблемы и достижения.
- Мировая культура 1-ой половины XX века.
- Мировая культура 2-й половины XX века.
- Русская культура «серебряного века».
- Отечественная культура XX века: общая характеристика.
- Актуальные проблемы современного искусства.
- Проблема кризиса современной отечественной культуры и поиск путей его преодоления.