Актуальные проблемы современного искусства.
Техника — это материализовавшаяся наука. В XX веке возможности науки неизмеримо возросли. Она насытила мир множеством открытий и изобретений, позволила материализовать многое, еще недавно фантастические замыслы и проекты. Это ощутила вся культура, в том числе и художественная. Отныне для архитектора, скульптора, художника, режиссера и т.д. главная проблема — найти нечто свежее, оригинальное, новое, а техника и наука придадут этому «нечто» вещественный вид. Не только вещественное, но и невещественное, духовное культура пытается ныне черпать из науки.
Особенно возросло значение науки и техники с началом во второй половине XX века научно-технической революции. Из простых снабженцев наука и техника превратились в организаторов, больше того — в ваятелей человечества. К числу плодов НТР относится так называемая «массовая культура». Человек тем и выделяется из прочего живого мира, что он духовен, имеет потребность в духовной пище, ищет ее удовлетворения. Современная «массовая культура» — это подделка под духовную пищу. Но она легко внушается, сердцу и разуму не надо трудиться над ее перевариванием.
Растерянность деятелей культуры перед лицом ее индустриализации хорошо отражает появление понятия так называемой «элитарной» культуры (культура для элиты — той сравнительно небольшой части общества, которая еще в состоянии понимать и ценить подлинное искусство). Однако замыкание ее лучших достижений в узких рамках обрекает культуру на гибель.
Таким образом, XX век принес в мировую культуру много нового. В числе важнейших качеств культуры появились и такие, как пренебрежение к традиции, опыту предшествующих поколений; превозношение новаторства; культ науки и техники; культ потребления; превращения культуры в объект массового потребления, разновидность товара; отчуждение подлинных достижений культуры от подавляющего большинства людей. В совокупности все это усугубляет кризис культуры, затрудняет решение тех проблем, которые стоят ныне перед человечеством.
Необходимо отметить, что современная культура перенасыщена, и создается впечатление, что человечество не в состоянии расчистить скопившиеся завалы, многие культурные явления находятся в застывшем, нежизненном состоянии. Триумфальное шествие модернизма, если не трансформировало человеческие ценности, то привело к их рассеиванию и инволюции, что привело к ситуации невозможности создать что-то новое. Бессилие в создании новых форм — симптом гибели искусства. Действительность среди репродукций и массовых тиражей сделала критерием западного искусства нетиражируемость.
Несмотря на тревожные симптомы, постмодернистская ситуация вносит новый опыт видения и владения чужими и своими культурными ценностями, стимулирует интеграцию различных культур, способствует выработке целостного воззрения на мир и формированию единой взаимопроникающей взаимодополняющей культуры человечества.
-
Содержание
- Термин «культура». Проблема определения понятия культуры.
- Культура как система. Структура и функции культуры.
- Взаимосвязь культуры и творчества. Виды творческой деятельности. Культура гуманитарная и культура техническая.
- Человек в мире культуры. Культура и свобода человека.
- Плюралистическая модель развития культуры.
- Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.
- Первобытная культура: общая характеристика. Первобытная религия. Искусство первобытности.
- Специфика культуры древних цивилизаций. Древность и первобытность: общее и особенное.
- Культура Древнего Египта
- Культура Месопотамии
- Культура Древней Индии
- Культура Древнего Китая
- Язык и культура. Языки культуры.
- Религия в древнем мире и её влияние на культуру древности.
- Античная культура: формирование, периодизация, общая характеристика.
- Античная мифология и ее отражение в культурах Древности и Нового времени.
- Культура Древней Греции: общая характеристика.
- Культура Древнего Рима. Общее и особенное в культурах античных Греции и Рима.
- Античная литература и театр
- Изобразительное искусство и архитектура античного мира.
- Появление христианства и первые века его истории. Основы вероучения и культа. Влияние христианства на европейскую культуру.
- Средневековая культура Западной Европы: общая характеристика.
- Общая характеристика культуры Византии.
- Византия и Западная Европа: два пути культурного развития. Католицизм и православие.
- Дохристианская культура восточных славян. Принятие Русью христианства. Язычество и христианство на Руси.
- Древнерусское искусство.
- Русская культура: характерные черты. Особенности русского национального менталитета.
- Средневековое искусство. Христианство и искусство.
- Романский и готический ― два стиля, два этапа в развитии европейской архитектуры.
- Средневековая наука и образование в Западной Европе.
- Ислам и культура арабо-мусульманского мира в Средние века.
- Возрождение: сущность, причины, основные черты. Национальные особенности культуры Ренессанса.
- Искусство эпохи Возрождения.
- Реформация как феномен культуры. Гуманизм и протестантизм.
- Западноевропейская культура XVII века. Барокко и классицизм.
- Русская культура XVII века.
- Европейская культура эпохи Просвещения. «Новый ренессанс» и новый . Кризис гуманизма.
- Культура России XVIII в.
- Мировая культура XIX века: новые тенденции.
- Культура России XIX в.: проблемы и достижения.
- Мировая культура 1-ой половины XX века.
- Мировая культура 2-й половины XX века.
- Русская культура «серебряного века».
- Отечественная культура XX века: общая характеристика.
- Актуальные проблемы современного искусства.
- Проблема кризиса современной отечественной культуры и поиск путей его преодоления.