logo search
Анимация в тур-экскурс

Методические рекомендации

Различия в формах постановочной работы режиссера театральных спектаклей и режиссера культурно-досуговых программ в обязательном соавторстве последнего со сценаристом.

Структура драматургии культурно-досуговой программы состоит из драматургического замысла на документальной основе, перерастающего затем в сценарий.

В основе творческой деятельности при создании культурно-досуговой программы лежат тема (раскрывается через поступки героев) и идея (мнение автора сценария).

Особенности художественного произведения определяют его жанр (сострадание и негодование рождает трагедию или драму, смех и отвращение – сатирическую комедию, насмешка и ирония – КВН, патриотизм и патетика – торжественное собрание, любовь и дружба – вечер камерной музыки и поэзии и т.д.); выбранный жанр определяет форму и содержание.

Структура любого сценария содержит: экспозицию, завяз­ку, развитие действия, кульминацию, развязку и финал.

Сценарий анимационной программы театрализованного пред­ставления или его сценарный план являются основным доку­ментом для разработки режиссерско-постановочного плана, музыкального и светозвукового оформления, проведения и ор­ганизации всех репетиций, изготовления костюмов, декораций, составления сметы расходов для представления и т. д.

Методы изложения материала: а) последовательный прием – каждый материал логически продолжает содержание и настрой предыдущего; б) параллельный прием - в одно и то же время разрабатыва­ются и сопоставляются две параллельные линии повествования, жизни двух героев, две линии поведения и т. п.; в) прием контрастного сопоставления материала – противопоставление разных по содержанию и настроению материалов; г) прием лейтмотива – использование повторяющегося фрагмента музыки или действия; д) ретроспективный прием – переход из настоящего в эпи­зод, повествующий о событиях прошлого; е) ассоциативный прием – самый сложный, рассчитанный на то, что в момент художественного стыка двух эпизодов у зрителя возникнут определенные ассоциации.

Этапы и приемы режиссерской работы над созданием и дальнейшей разработкой сценария: отклик на социальный заказ, выбор темы и идеи, определение жанра и стиля, определение формы и содержания, накопление и отбор материала, поиск сюжетного хода и взаимосвязи эпизодов, работа над композицией.

Первый этап работы – разработка литературного сценария (т.е. перевод литературного текста в драматургическую форму).

Речь персонажей может быть монологической и диалогической, а также подразделяться на виды по правилам риторики – развлекательная, информационная, воодушевляющая, убеждающая, призывная; стилистика речи зависит от характера аудитории и сценарных задач.

Второй этап работы – оформление сценарного плана (краткого содержания культурно-досуговой программы) и синопсиса (к сценарному плану добавляются ключевые моменты композиции); эти документы представляются руководству для утверждения.

Заключительный этап – режиссерский сценарий (содержит обозначение формы и названия программы, характер аудитории, событийное назначение, список действующих лиц и исполнителей, хронометраж фрагментов и общий, содержательную часть с ремарками, пометками, названиями вставных номеров).

Примеры оформления сценарного плана, синопсиса, литературного и режиссерского сценариев можно посмотреть в учебном пособии Гальпериной Т.И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации (есть в библиотеке).

Работа над композицией должна строится по законам гармонизации: целостность, контрастность, подчиненность идейному замыслу, соразмерность, экспозиция (предвосхищение события), завязка (исходное событие), основное развитие действия, кульминация (точка наивысшего эмоционального накала), развязка, финал.

Монтаж может быть контрастным, последовательным, параллельным, одновременным, содержать лейтмотив и реминисценцию.

Методы реализации сценария следующие: монтаж, иллюстрирование, театрализация, игра.

В малых городах и регионах, известных своими народно-художественными промыслами, сценарий культурно-досугового мероприятия выстраивается с учетом региональной специфики.

Специалист-аниматор должен обладать качест­вами хорошего режиссера, педагога, психолога, сценариста, актера, обладать организаторскими способностя­ми, любить и ценить свою работу, знать принципы и средства туристско-анимационной деятельности.