Методические рекомендации
Различия в формах постановочной работы режиссера театральных спектаклей и режиссера культурно-досуговых программ в обязательном соавторстве последнего со сценаристом.
Структура драматургии культурно-досуговой программы состоит из драматургического замысла на документальной основе, перерастающего затем в сценарий.
В основе творческой деятельности при создании культурно-досуговой программы лежат тема (раскрывается через поступки героев) и идея (мнение автора сценария).
Особенности художественного произведения определяют его жанр (сострадание и негодование рождает трагедию или драму, смех и отвращение – сатирическую комедию, насмешка и ирония – КВН, патриотизм и патетика – торжественное собрание, любовь и дружба – вечер камерной музыки и поэзии и т.д.); выбранный жанр определяет форму и содержание.
Структура любого сценария содержит: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и финал.
Сценарий анимационной программы театрализованного представления или его сценарный план являются основным документом для разработки режиссерско-постановочного плана, музыкального и светозвукового оформления, проведения и организации всех репетиций, изготовления костюмов, декораций, составления сметы расходов для представления и т. д.
Методы изложения материала: а) последовательный прием – каждый материал логически продолжает содержание и настрой предыдущего; б) параллельный прием - в одно и то же время разрабатываются и сопоставляются две параллельные линии повествования, жизни двух героев, две линии поведения и т. п.; в) прием контрастного сопоставления материала – противопоставление разных по содержанию и настроению материалов; г) прием лейтмотива – использование повторяющегося фрагмента музыки или действия; д) ретроспективный прием – переход из настоящего в эпизод, повествующий о событиях прошлого; е) ассоциативный прием – самый сложный, рассчитанный на то, что в момент художественного стыка двух эпизодов у зрителя возникнут определенные ассоциации.
Этапы и приемы режиссерской работы над созданием и дальнейшей разработкой сценария: отклик на социальный заказ, выбор темы и идеи, определение жанра и стиля, определение формы и содержания, накопление и отбор материала, поиск сюжетного хода и взаимосвязи эпизодов, работа над композицией.
Первый этап работы – разработка литературного сценария (т.е. перевод литературного текста в драматургическую форму).
Речь персонажей может быть монологической и диалогической, а также подразделяться на виды по правилам риторики – развлекательная, информационная, воодушевляющая, убеждающая, призывная; стилистика речи зависит от характера аудитории и сценарных задач.
Второй этап работы – оформление сценарного плана (краткого содержания культурно-досуговой программы) и синопсиса (к сценарному плану добавляются ключевые моменты композиции); эти документы представляются руководству для утверждения.
Заключительный этап – режиссерский сценарий (содержит обозначение формы и названия программы, характер аудитории, событийное назначение, список действующих лиц и исполнителей, хронометраж фрагментов и общий, содержательную часть с ремарками, пометками, названиями вставных номеров).
Примеры оформления сценарного плана, синопсиса, литературного и режиссерского сценариев можно посмотреть в учебном пособии Гальпериной Т.И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации (есть в библиотеке).
Работа над композицией должна строится по законам гармонизации: целостность, контрастность, подчиненность идейному замыслу, соразмерность, экспозиция (предвосхищение события), завязка (исходное событие), основное развитие действия, кульминация (точка наивысшего эмоционального накала), развязка, финал.
Монтаж может быть контрастным, последовательным, параллельным, одновременным, содержать лейтмотив и реминисценцию.
Методы реализации сценария следующие: монтаж, иллюстрирование, театрализация, игра.
В малых городах и регионах, известных своими народно-художественными промыслами, сценарий культурно-досугового мероприятия выстраивается с учетом региональной специфики.
Специалист-аниматор должен обладать качествами хорошего режиссера, педагога, психолога, сценариста, актера, обладать организаторскими способностями, любить и ценить свою работу, знать принципы и средства туристско-анимационной деятельности.
- 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
- Пояснительная записка
- Цели дисциплины:
- Задачи дисциплины:
- Место дисциплины в учебном плане
- 4. Аннотация дисциплины
- Текущий контроль успеваемости
- 6. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Тематический план
- Содержание дисциплины
- Методические рекомендации
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 1.2. Основные формы анимационной деятельности
- Методические рекомендации
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 1.3. Сценарий и режиссура анимационной деятельности
- Методические рекомендации
- Вопросы для самоконтроля
- Раздел 2. Организация и проведение анимационных программ
- Тема 2.1. Психология обслуживания
- Методические рекомендации
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2.2. Методика организации и проведения туристско-экскурсионных анимационных программ
- Методические рекомендации
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2.3. Анимационное обслуживание в гостиницах, на предприятиях питания, автотранспорте
- Методические рекомендации
- Вопросы для самоконтроля
- Раздел 3. Анимационная деятельность на народно-художественных промыслах
- Тема 3.1. Проведение тематических вечеров, зрелищно-игровых программ
- Методические рекомендации
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3.2. Проведение анимационных программ информационной, дискуссионной и агитационной направленности
- Методические рекомендации
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3.3. Проведение театрализованного концерта, массовых праздников
- Методические рекомендации
- Вопросы для самоконтроля
- Темы практических занятий и семинаров
- Формы промежуточного и итогового контроля
- Вопросы для подготовки к экзамеНу
- Методические указания по выполнению курсового проекта Введение
- 1. Общие положения
- 2. Порядок выполнения курсовых работ (проектов)
- 3. Общие требования к содержанию и оформлению курсовых работ (проектов)
- 4. Защита курсовой работы (проекта)
- Темы курсовых проектов
- Методические рекомендации для написания курсовой работы
- Рекомендуемая литература и технические средства обучения Основная
- Дополнительная
- Образец оформления 2-й страницы курсовой работы содержание
- Глава 1. Народные праздники в нашей жизни
- Глава 2. Русские традиционные ремесла
- Глава 3. Разработка сценария массового праздника «Гжельская Масленица»
- 140155, Московская обл., Раменский р-н, п. Электроизолятор, д. 67