logo search
Графическое средневековье

Материалы и шрифт рукописной книги

Манускрипты византийского и европейского Средневековья писались на пергаменте – материале, изготовленном из кожи мертворожденных животных (ягнят). Для больших рукописей использовалась кожа крупного рогатого скота. Выделка пергамента могла быть очень тонкой. Например, в Киликийской Армении, как и в Западной Европе, выпускался пергамент бархатистой обработки с мелкими порами. Такой материал отличался прочностью, хорошо принимал краску и впоследствии полностью вытеснил папирус.

Прежде чем приступить к переписке книги, мастер делал разметку страницы при помощи острого костяного или металлического инструмента. Иногда для начертания строк использовались специальные приспособления («тогашар» в армянской традиции – рамка для продавливания строк).

До IX в. манускрипты писались раздельным «архитектурным» почерком «унциалом», или «маюскулом». Этот вид каллиграфии предполагает строго одинаковый размер букв, приближенных к кругу или квадрату. Ярким примером унциального письма является армянский «еркатагир», или «железное письмо». Еркатагир был письмом прописным, раздельным и крупным, выносные элементы едва выступают за пределы строки. Происходя от эпиграфического письма на камне, еркатакгир отличался особой монументальностью.

Округлое письмо «минускул» распространяется с IX в. Буквы соединены между собой, регулярно применяются сокращения слов и надстрочные знаки, размер букв уменьшается.

Миниатюры писались естественными пигментами. Даже само слово «миниатюра» происходит от латинского слова «minium» − названия природной краски сурика. В состав красок могли входить цветные земли, глина, чернильный орешек, металл, растительные компоненты. Например, «парижская розовая» Великолепного Часослова герцога Беррийского – это краска, изготовленная из вытяжки древесного сока. В качестве связующего использовали натуральные смолы, яичный желток и белок, мед, уксус, растительные масла, чеснок, желчь рыб и животных.

Некоторые рукописи украшались твореным или листовым золотом. В первом случае порошкообразная смесь могла использоваться в линейном рисунке. Сусальное золото прокладывалось в фонах. Снаружи красочный слой мог полироваться или порываться воском.