Крест и хризма
Распятие Христово как одна из важнейших тем христианской жизни не могла не найти отражения в изобразительном искусстве. Однако в первые века христианства не только Распятие, но даже Крест не изображались прямо, но лишь в форме символических субститутов (замен). В раннехристианском искусстве это, прежде всего, монограммы Христа, достаточно разнообразные по своему начертанию. Это и соединение центрами греческих букв Х и I, и различные комбинации букв имени Спасителя и эмблемы Креста. В IV в. получает распространение так называемая «Константинова монограмма», которая впоследствии приобретает характерное обрамление из греческих букв α и ω. «Аз есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» (Отк. 1: 10), – говорит Сын Человеческий в видении Иоанна Богослова. Первая и последняя буквы греческого алфавита символизируют вечность, божественную полноту [Покровский 1894: 23–37]. Монограммы Христа можно видеть начертанными на погребальных плитах, евхаристических сосудах, в росписях римских катакомб (изображение Богоматери в катакомбах св. Агнии). На одном из римских саркофагов центральный образ с крестом и монограммой указывает одновременно на Распятие и Воскресение, так как Крест увит лавровым венком победы, под сенью которого расположились райские голуби. Вместо Распятия изображался также Агнец, иногда с атрибутами Доброго Пастыря – жезлом и сосудом. Трулльский собор VII в. постановил исключить изображения последнего типа из арсенала христианского искусства, так как в то время отдавалось предпочтение прямым изображениям Христа.
Если в первые века Крест не изображался в силу своей связи с позорной римской казнью, предназначенной для рабов, воспоминание о существовании которой было слишком свежо, то позднее, видимо, особое благоговение к этой важной теме препятствовало художникам создавать непрекровенные образы. В числе таких неполных прекровенных образов Распятия нужно упомянуть символ Креста с портретом Спасителя в медальоне, как на ампулах Монцы VII в., или образ Агнца на средокрестии.
Для традиции раннего Средневековья особое значение имеет иконографическое сочетание креста и так называемых «тетраморфов» – символических образов четырех евангелистов (плита патриарха Зигуальда). Иоанн – Орел (в ознаменование особой возвышенности написанного им Евангелия); Матфей – Ангел (указывает на поучительность, человечность); Марк (Лев) – символ силы, Лука (Телец) – символ Жертвы. У некоторых христианских писателей раннего Средневековья символы Марка и Иоанна меняются местами. Символическое уподобление евангелистов образам мистических животных находим в библейских описаниях откровений о Богоявлении пророков Даниила и Иезекииля. Богоявление, или Теофания, имеет определенную традицию изображения в раннехристианском искусстве. Теофанической композицией иногда называют изображение Христа в мандорле (мандорла – овальное или миндалевидное сияние вокруг фигуры Спасителя) в окружении небесных сил и тетраморфов. Такое изображение можно видеть, например, в церкви Хосиос Давид в Салониках. Впрочем, для раннего монументального искусства христианского Рима подобные центрические композиции с мандорлой не характерны. Здесь ангелы и тетраморфы часто располагаются над Христом либо в верхней части конхи, либо во лбу триумфальной арки. В традициях Рима и Равенны одним из признаков теофанического значения изображения могут быть пурпурные или разноцветные облака, окружающие образ Христа и символизирующие Нетварный Свет. Эквивалентной заменой «Теофании» является сочетание креста и образов четырех евангелистов (мозаичное убранство свода мавзолея Галлы Плацидии в Равенне). Замена изображения Спасителя символом Креста возможна для ранней иконографии, где крест воспринимался как символ близкий хризме, то есть начертанию Имени Спасителя. Согласно христианской традиции, словесное обозначение образа могло заменять сам образ (пример символических пикторгамм в катакомбах).
Yandex.RTB R-A-252273-3- Материалы и шрифт рукописной книги
- Ранневизантийские манускрипты VI в.
- Миниатюры Венского Диоскорида
- Миниатюры свитка Иисуса Навина
- Миниатюры Евангелия Раввулы
- Древние миниатюры Эчмиадзинского Евангелия
- Общие выводы
- Орнаментальная традиция в рукописях раннего Средневековья
- Образ Источника Жизни в миниатюре
- Крест и хризма
- Символические изображения ранних Сакраментариев
- Гелазианский сакраментарий
- Сакраментарий архиепископа Дрого
- Коронационный сакраментарий Карла Лысого
- Сакраментарий Генриха II
- «Распятие» Евангелия аббатисы Уты
- Ковровые страницы ирландских рукописей
- Фигуративные изображения ирландских Евангелий
- Испанская миниатюра х века
- Библия Ла Кавы iх в.
- Леонская Библия 960 г.
- Моралия на книгу Иова 945 г.
- Орнаментальная космогония в Испанских Апокалипсисах
- Общие выводы
- Средневековый «классицизм»
- Репрезентативные композиции
- Иллюминированные Псалтири
- Классицистические черты в романском и раннеготическом искусстве миниатюры
- Миниатюры бестиариев
- Общие выводы
- Готическая миниатюра
- Эпоха интернациональной готики (конец XIV– начало XV вв.)
- Часословы
- Средневековые тенденции в живописи раннего Возрождения в Италии
- Некоторые цитаты из «Альбома»
- «Книга образцов» средневекового художника – пример возникновения натурной штудии как самоценного изображения
- Общие выводы
- Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте
- Поэма Данте Алигьери «Божественная комедия»
- Графика Боттичелли
- Графическое наследие Леонардо да Винчи
- Биографическая справка
- Графика Альбрехта Дюрера
- Книжная графика в Нюрнберге во второй половине XV в.
- Учебное путешествие Дюрера и его первые ксилографии
- Итальянские впечатления Дюрера и гравюры конца 90-х гг.
- «Апокалипсис» Альбрехта Дюрера – шедевр европейской обрезной гравюры
- Трактат Альбрехта Дюрера о живописи
- Графика Ганса Гольбейна Младшего
- Ранние работы в области книжной иллюстрации
- Алфавиты Ганса Гольбейна
- Цикл «Плясок смерти» Ганса Гольбейна
- Гольбейн – декоратор
- Ганс Гольбейн как портретист
- Заключение