Миниатюры Венского Диоскорида
Эллинистические тенденции в книжной миниатюре VI в., или эпохи Юстиниана – византийского императора-богослова, строителя Софии Константинопольской, выражаются не столько в следовании античному идеалу красоты в изображении фигур, сколько в композиционных приемах.
Ярким примером здесь могут послужить миниатюры Венского Диоскорида – трактата по медицине, выполненного в Константинополе по заказу дочери Галлы Плацидии – Юлианы Аникии (463–527 гг.) в начале VI в. (Вена, Национальная библиотека). Кодекс имеет пять фигурных миниатюр, четыре из которых представляют портреты 14 врачей. Пятая миниатюра изображает Юлиану Аникию в окружении двух аллегорических фигур Великодушия и Мудрости.
Центральная композиция трактована как полихромная «эмблема» в обрамлении из плетенок, напоминающих орнамент на изделиях византийской торевтики. В треугольных сегментах по периметру представлены крошечные фигурки античных гениев, выполненные в беглой, почти монохромной манере. Эпизоды с играми или ремеслами амуров довольно часто встречаются в античной монументальной живописи, занимая, как правило, периферийную зону изображения. Интересно, что те же мотивы используются и в раннехристианском искусстве, когда в нижней зоне купола или апсиды церкви изображается Иордан с рыбачащими путти, символизирующими крещение (несохранившиеся изображения купола церкви св. Констанцы в Риме, IV в.). В миниатюре четко разделяются центр и периферия как по значимости сюжетов, так и по качеству исполнения. Приземистые пропорции фигур и строгая симметрия придают центральной «эмблеме» статичную монументальность, не свойственную античным изображениям, которые обычно строились более динамично. Главная геральдическая композиция, несмотря на элементы светотеневой моделировки, достаточно плоскостна, и в этом она, безусловно, идет вразрез с эллинистической художественной системой, хотя общая композиция миниатюры ей отвечает.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Материалы и шрифт рукописной книги
- Ранневизантийские манускрипты VI в.
- Миниатюры Венского Диоскорида
- Миниатюры свитка Иисуса Навина
- Миниатюры Евангелия Раввулы
- Древние миниатюры Эчмиадзинского Евангелия
- Общие выводы
- Орнаментальная традиция в рукописях раннего Средневековья
- Образ Источника Жизни в миниатюре
- Крест и хризма
- Символические изображения ранних Сакраментариев
- Гелазианский сакраментарий
- Сакраментарий архиепископа Дрого
- Коронационный сакраментарий Карла Лысого
- Сакраментарий Генриха II
- «Распятие» Евангелия аббатисы Уты
- Ковровые страницы ирландских рукописей
- Фигуративные изображения ирландских Евангелий
- Испанская миниатюра х века
- Библия Ла Кавы iх в.
- Леонская Библия 960 г.
- Моралия на книгу Иова 945 г.
- Орнаментальная космогония в Испанских Апокалипсисах
- Общие выводы
- Средневековый «классицизм»
- Репрезентативные композиции
- Иллюминированные Псалтири
- Классицистические черты в романском и раннеготическом искусстве миниатюры
- Миниатюры бестиариев
- Общие выводы
- Готическая миниатюра
- Эпоха интернациональной готики (конец XIV– начало XV вв.)
- Часословы
- Средневековые тенденции в живописи раннего Возрождения в Италии
- Некоторые цитаты из «Альбома»
- «Книга образцов» средневекового художника – пример возникновения натурной штудии как самоценного изображения
- Общие выводы
- Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте
- Поэма Данте Алигьери «Божественная комедия»
- Графика Боттичелли
- Графическое наследие Леонардо да Винчи
- Биографическая справка
- Графика Альбрехта Дюрера
- Книжная графика в Нюрнберге во второй половине XV в.
- Учебное путешествие Дюрера и его первые ксилографии
- Итальянские впечатления Дюрера и гравюры конца 90-х гг.
- «Апокалипсис» Альбрехта Дюрера – шедевр европейской обрезной гравюры
- Трактат Альбрехта Дюрера о живописи
- Графика Ганса Гольбейна Младшего
- Ранние работы в области книжной иллюстрации
- Алфавиты Ганса Гольбейна
- Цикл «Плясок смерти» Ганса Гольбейна
- Гольбейн – декоратор
- Ганс Гольбейн как портретист
- Заключение