Доминанта
идейная концепция эмоциональная концепция
«взвешивание» концепций
Самое значительное у Ярхо – определение степени патриотизма в «Слове о полку Игореве». Он считал слоги в словах патриотической лексикой (их ±1,5% от всех слогов «Слова»).
Идейная концепция в тексте есть, только если она прокомментирована в тексте, возведена в сентенцию.
Ярхо анализировал 4 памятника:
«Слово о полку Игореве» - патриотизм
«Песнь о Сиде» - стяжательство
«Песнь о Роланде»
«Песнь о нибелунгах» - ненависть
Любой текст Ярхо уподобляет телу живого существа, в котором разные механизмы существуют независимо друг от друга. У разных органов разная значимость, как у разны элементов текста, поэтому некоторые элементы были более важны, чем другие. Колониям организмов Ярхо уподобил частушки.
Сосуществование и последовательность признаков не есть их связь. Признаки – коррелятивная пара, если при изменении одного меняется по закономерности и другой. Если изменения количественной роли одного признака ведет изменения количественной роли другого – это компенсация.
Понятие поэтического языка, которым написаны художественные тексты. Этот язык влияет на структуру текста и его семантику.
Поэтический язык.
Л.П. Якубинский в работе «О звуках стихотворного языка» предложил разделить язык на практический и поэтический (звуки играют важную роль в поэзии, более образный).
Понятие о поэтическом языке было сформулировано Якобсоном в работе 1921 года «О новейшей русской поэзии». Он говорил о поэтической функции языка, которая заключается в способе выражения мыслей. Содержание сообщения в поэзии – оно само. Это значит, что форма – часть содержания, часть сообщения.
В.В. Виноградов предлагал другую версию. Поэтический язык использует все возможности любого национального языка, в нем возможны любые средства и грамматические особенности.
Сегодня поэтический язык – социально-культурные функции. Языки подразделяются на бытовую культуру (материальная сторона), главная функция которой коммуникативная, и духовную культуру, главная функция которой выразительная, эксплуативная. Задача – не передача смысла, а его выражение.