logo
KOZYuRA

Мифопоэтическое пространство

Центр граница

Качественное иерархическое нечто менее важное понятие, самый сакральный участок пространства. Не обязательно находится в геометрическом центре.

Мифопоэтическое очень сильно зависит от его наполняющих, составляющих. Это пространство не отделимо от категории времени, в разное время у пространства разные качества (например, кладбище днем и кладбище ночью).

Очень близко к литературному тексту, который в разных местах тоже имеет разные качества.

Статься Топорова о пространстве в романе «Преступление и наказание». Большая роль – центр Петербурга и окраина города. Центр – все узкое и негативное, а периферия – пространственная широта, свобода. Это говорит об аномальном состоянии мира в романе. И раскольников хочет избавиться от этой аномалии и вернуть мир в нормальное состояние.

Линейное (последовательное) чтение текста – вторичное для его понимания, для его семантики. На деле – текст – одномоментное соприсутствие всех элементов, из которых нужно выявить основные для его семантики. Самые значительные элементы – ключевые слова текста, в которых заключена его семантика. Если собрать все ключевые слова, получим непредметную семантику. Пример – выявление анаграммы в стихотворении. Это делается не линейно, а при рассмотрении текста в целом. Часто анаграмма настолько неявна, что гадательна – то ли правильно ее выявили, то ли нет. Анаграмма может быть основной точкой для постижения смысла текста.

Задача у Топорова – внутри данности некоего текста реконструировать новый текст и смысл, который связан в единое целое невидимыми точками. Это очень часто требуется для постижения смысла литературного постромантизма, т.к.для литературы готового слова (где и так все понятно) не требуется подобное для него постижение смысла.

В текста, подчиненном канону внешне, всегда есть некие авторские точки, фрагменты, не очень мотивированные развитием сюжета, которые выражают реальные мысли и чувства автора, истинный смысл произведения, авторское мировосприятие. Это смысл связанный с авторским видением мира.

Топоров считал, что все тексты о Петербурге можно сложить в единое целое, т.к. во всех них есть связующие элементы. Этот огромный текст – нечто цельное, разбитое по разным произведениям разных времен. Все эти фрагменты объединяет атмосфера Петербурга, устремленность человека прочь от болотистой затхлости города. Петербург – губительное место, где жить нельзя, но которое помогает оторваться от реального мира. Топоров считал, что Петербург сам по себе диктует писателям текст о себе. Это уникальный атмосферный феномен, который постичь можно, лишь восстановив огромный текст в целом.

В произвдениях одного автора можно выделить гипертексты (или нескольких авторов). Внутри разных текстов автора есть отдельные элементы одного некого текста, который можно реконструировать, сюжет которого неявен и может быть восстановлен только искусственно.

Расчленение подобного текста придает тексту дополнительный сакральный смысл, т.к. считалось, что при принесении жрецам жертвы она должна быть расчленена, чтобы приобрести сакральность. Поэтому автор не считал целью соединить расчлененный текст, т.к. поэтому исчезнет его сакральный смысл.

Теория интертекстуальности - текст нужно изучать не как отдельную сущность, а во взаимосвязи с другими текстами. Автор термина – французский лингвист 1) Юлия Кристива, философ, мыслитель. Ее вдохновитель – Лотман, Бахтин.

Интертекстуальные связи = межтекстовые связи

Любое высказывание ориентированно на его предыдущее употребление кем-либо. С точки зрения ЮК, литер – превращенная соц.деятельность, деятельность людей, которые не могут изменить мир и социум. Любой писатель не может изменить мир, поэтому перестраивает в своем творчестве всю предшествующую литературу. Цель автора – изменить текст предшественника. Ориентация текста на текст, текст всегда создается на почве текста-предшественника. Любой литературный текст создается из осколков текста предыдущих авторов. Это и есть интертекстуальность текста.

Большую роль опять играют вертикальные связи между разными текстами. Нужно понять, элементы каких текстов присутствуют в данном тексте и провести связующие нити.

Текст – не только данность, но и читательское намерение его воспринять. Если человек воспринимает что-либо как текст, то он прочтет его как совокупность значимых элементов. Это может быть что угодно. 1ая наука – астрономия в Вавилоне, небо стало прочитываться как текст, который послужил основой первого текста с помощью лингвистических знаков.

Yandex.RTB R-A-252273-3