Оглавление
-
Выписка из ГОССТАНДАРТА
-
Введение
-
Тематический план курса
-
Форма итогового контроля
-
Балльно-рейтинговая система
-
Содержание курса
-
Литература
-
Темы семинарских занятий
-
Примерные темы реферата, курсовой и контрольной работы
-
Примерные вопросы к зачетам и экзаменам
-
Рекомендуемая литература
-
Приложение
Выписка из Госстандарта.
История изобретения камеры-обскуры. Вклад Н.Ньепса, Л.Дагера, Г.Тальбота в изобретение фотографии. Дагерротипия. Мастера дагерротипии. Мокро-коллодионный процесс. Изобретении фотопленки. Истман и Болдырев. Пионеры отечественной фотографии С.Левицкий, А.Деньер, К.Булла, В.Каррик, С.Лобовиков, М.Карелин и др. Отечественная фотография Х1Х и начала ХХ века. Особенности фотографии советского периода. Мастера советской фотографии 20-30 –х годов. Советская фотография 1941-45 г.г..Советская фотография второй половины ХХ века. Мастера современной отечественной фотографии.
Предпосылки изобретения фотографии во Франции (1986-1930). История развития фотопортрета в Европе и США. Технологии начального этапа развития фотографии (амбротипия, паннотипия, ферротипия). Художественная фотография в Европе и США во второй половине Х1Х века. Фотографическая периодика Х1Х-ХХ в.в. Первые фотографические общества в Европе. Развитие жанров фотографии в Европе и США. Формализм в фотоискусстве ХХ века. Современная зарубежная фотография. Эстетика и теория фотографии.
ВВЕДЕНИЕ
В задачу курса «История отечественной фотографии» входит ознакомление студентов данной специализации с основными этапами становления фотографии в России; изучение творчества мастеров светописи, которые определили зарождение жанров в фотографии и своими работами ответили на вопрос: «Является ли фотография искусством?»; знакомство с фотографическими техниками, утратившими свое применение в настоящее время; подробное изучение истории научной фотографии позволяет студентам узнать безграничные возможности фотографии, природа так называемой «чистой» фотографии раскрывает глубину и ее значимость на современном этапе.
Изучение курса осуществляется в процессе лекционных, индивидуальных репетиторских занятий с педагогом, обязательного посещения фотографических и изобразительных выставок музеев, галерей, а так же самостоятельного изучения студентами рекомендуемой литературы.
В соответствии с особенностями фотографии, курс предполагает использование студентами в своих практических заданиях наработок мастеров светописи в выборе сюжета и темы, построении композиции и др. Знания в области становления художественной фотографии предоставляют студентам широкие возможности в самовыражении.
В рамках курса студенты знакомятся с произведениями классиков отечественной фотографии, начиная с самого зарождения фотографии и завершая современностью; изучают зарождение и развитие жанров фотографии, этнографическая фотография раскрывает культурно-исторические особенности России (уклад, быт, традиции). Прослеживают тесную взаимосвязь между двумя видами изобразительного искусства - фотографии и живописи, начиная с использования камеры-обскуры и новых поисков в авангарде.
Кроме того, в рамках курса подробно рассматриваются фотографические техники, которые во многом определяют специфическую природу фотографии и отражают время ее исполнения (литография, гелиография, дагерротипия, ксилография, ферротипия, альбумин, гуммиарабик, бромойль, мокроколлодионный и бромосеребряный процессы).
Особое место в курсе занимает изучение творчества выдающихся фотомастеров XIX века: С.Л. Левицкого, А.И. Деньера, Д.А. Никитина, В.А. Каррика; конца XIX и начала ХХ веков: А.О. Карелина, М.П. Дмитриева; пикториалистов: А. Мазурина, Н.П. Андреева, С.А. Лобовикова, родоначальников репортажа К.К. Буллы, новаторов в области экспериментальной фотографии 20-30-х ХХ века А.М. Родченко, Э.Лисицкого, Б.Игнатовича, классиков советского и военного репортажей А.Шайхета, М.Альперта, Е.Халдея, А.Струнникова.
Итоговой работой курса является написание студентами реферата по самостоятельно выбранной теме.
Сдаче экзамена предшествует консультации по вопросам истории отечественной фотографии.
Теоретический материал курса излагается в двух разделах программы.
Первый раздел: «История отечественной фотографии с первой половины XIX до начала XX веков.
Второй раздел: ««История фотографии ХХ века и современности».
Каждый раздел состоит из введения и тем.
- Оглавление
- Тематический план курса
- Тематический план курса для заочного отделения
- Формы итогового контроля
- Балльно-рейтинговая система
- Содержание курса
- Раздел I.
- Введение
- Фотография до фотографии. История изобретения камеры-обскуры прототипа современного фотоаппарата.
- История изобретения фотографии живописцами
- Первые шаги фотографии - изучение Российской (Петербургской) Академией наук фотографических методов.
- Дагерротипное искусство в традициях миниатюрной живописи. 1839 – 1860-е гг.
- Технологии раннего этапа фотографии
- История фотографических мастерских России
- Алексей Федорович Греков (а. Вокерг, и. Гутт, в.Окергиескел) – изобретатель, дагерротипист, первый российский светописец
- Сергей Львович Левицкий - родоначальник русской светописи
- Портретная фотография XIX – начала хх веков.
- Форматы и виды портретов
- Технологии развития негативно-позитивного метода фотографии
- Ранний военный репортаж. Зарождение документального искусства.
- Создание альбомов снимков маневров войск, быт военных лагерей, портреты военных и членов их семей н.Д. Диго в 1880-х.
- Этнография и фотография
- Особенности жанровой и пейзажной фотографии XIX века
- Видовая, интерьерная и архитектурная фотография Видовая, интерьерная и архитектурная фотография XIX века – документ XXI века.
- Пикториальная фотография новое фотографическое видение
- Фотографические журналы и фотографические общества XIX начала хх веков
- Патенты на оригинальные фотографические приборы и материалы. Изобретатели фотографии XIX века.
- Научная фотография и наука о фотографии
- Творчество мастера репортажа к.К. Буллы.
- Мастера раннего советского репортажа.
- Раздел II. История фотографии хх века и современности
- Цветная фотография.
- Становление советской фотографии. Экспериментальная фотография 20 - 30-х гг.
- Мастера пикториальной фотографии Сергей Кузьма Иванов-Аллилуев и Александр Данилович Гринберг. Сергей Кузьма Иванов-Аллилуев (1891-1979) - мастер лирического фотопейзажа.
- Александр Родченко – художник – фотограф.
- «Искусство движения» - эстетическая утопия хх века.
- Фотограмма или «другая фотография».
- Военная фотография. 1941-1945 гг. Новеллистический жанр фотоповествования.
- История снимка Роберта Капы «Гибель ополченца-лоялиста» (1936). Влияние на работу советских военных репортеров.
- Евгений Халдей легенда военного репортажа. Первый снимок – 22 июня 1941 утром на улицах Москвы, последний – на заседании военного трибунала в Нюрнберге.
- Советская фотография 50-70-х гг.
- Фотографический журнал – «Советское фото» и Прибалтийская фотография.
- Современная фотография
- Темы семинарских занятий
- Примерные темы рефератов
- Примерные вопросы к экзамену
- Рекомендуемая литература
- Приложение тест по предмету история отечественной фотографии
- Средства, служившие для облегчения рисования XVI- XVII веков.
- Иосиф Христианович Гамель (1788 – 1861).
- Юлий Федорович (Карл Юлиус) Фрицше (1808-1871).
- Что такое «ведута»?
- Художественные приемы оформления дагерротипов.
- Метод амбротипия.
- Технологии и методы раннего этапа фотографии.
- Дагерротипия, амбротипия, паннотипия, ферротипия, каллотипия и цианотипия.
- Алексей Федорович Греков (1799 – 25.08.1851) первым предложил:
- Сергей Львович (Львов-Львицкий) Левицкий (1819 – 1898) первым предложил:
- Особенности пикториальной фотографии России
- Фотографы пикториалисты
- Форматы и виды портретов
- Мастера раннего военного репортажа.
- Этнография и фотография
- Мастера портретной фотографии XIX – начала хх веков
- Мастера жанровой и пейзажной фотографии XIX века
- Первые шаги цветной фотографии в России
- Мастера советской - экспериментальной фотографии 20 - 30-х гг.
- Мастера советского военного репортажа