Термин «культура». Проблема определения понятия культуры.
Культурное наследие —нечто ценное и почитаемое, созданное прошлыми поколениями и выдержавшее испытание временем и передающееся следующим поколениям.
Своим появлением слово «культура» обязано древним римлянам, которые первоначально обозначали им обработку почвы. Таким образом, используемое и по сегодняшний день понятие «сельскохозяйственная культура» (рожь, пшеница, картофель), а также «агрикультура» (земледелие) наиболее близки к древнему, первоначальному употреблению.
Со временем термин «культура» был перенесен римлянами на человека и стал означать его воспитание и образование, т.е. «возделывание человека». Уже у Цицерона появляется термин «культура» в понимании духовной деятельности. Культуре в этом смысле стали противопоставлять понятие некультурности, варварства, дикости.
Первоначальное понимание культуры не утратило своего смысла и по сегодняшний день. Вместе, с тем в ходе своего развития это понятие претерпело сложную эволюцию.
Слово «культура» употребляется по самым различным причинам и поводам. Восхищенные талантом артиста, мы говорим о высокой культуре исполнения; картофель называем важной сельскохозяйственной культурой, а молодого человека, уступившего место в общественном транспорте, представляем как пример культуры поведения.
Многим культура представляется в виде некоей системы правил, начиная от приличного разговорного языка до манеры поведения за столом, т.е. отождествляется с этикетом. Особенно часто слово «культура» кочует в публицистике и средствах массовой информации, обозначая обычно что-то хорошее, но довольно неопределенное.
Часто понятие «культура» сводят к искусству или художественной культуре, отождествляют с музеями и библиотеками. В результате фундаментальное целое расчленяется и низводится до отдельных частей. Как это ни парадоксально, все эти представления одновременно и верны, и не верны. Они верны, так как все, что они определяют, действительно имеет отношение к культуре. Они не верны, так как ни одно из определяемых ими явлений не охватывает культуру в целом.
Культура подразделяется: 1. По ее носителю. А - мировая (синтез лучших достижений различных народов). Б - национальная (культурный синтез нац слоев, классов, и групп какого-либо народа). В - классовая (сельская, городская). Г- профессиональная. Д - молодежная. Е - личная, она включает два понятия: культурность - умение вписаться в общество; духовность - желание души проникнуть в глубину. 2. По видам деятельности А - материальная, Б - духовная.
Материальные объекты - это физические объекты созданные руками человека - "артефакты", культура труда и материального пр-ва, культура быта. Духовная культура - включает в себя интеллектуальную, нравственную, художественную и др. Она тоже результат деятельности, может передаваться только путем общения. Функции:
1)Познавательная - способность культуры: - концентрировать в себе знания и социальный опыт многих поколений людей; и тем самым - создавать благоприятные возможности для познания и освоения окружающего мира.
Дает представление о народе, стране, эпохе.
-
Начало формы
Конец формы
2)Регулятивная (Нормативная) - способность культуры регулировать поведение человека в различных сферах: в семье, в школе, в быту, в производстве и в других сферах.
Регулятивная функция культуры опирается на систему определенных предписаний и запретов, нарушение которых приводит в действие санкции: - установленные сообществом; - поддерживаемые силой общественного мнения.
3)Информативная(передает знания, опыт) – культура передает знания и опыт предшествующих поколений. Позволяет осуществить обмен знаниями.
4)Коммуникативная – культура не существует вне общения, она формируется через общение.
5)Воспитательная – воспитывает чувство прекрасного, возделывание человека, воспитание.
6)Семиотическая(знаковая) – представляет собой определенную знаковую систему, владение знаниями этой системы. Язык (уст и письменный) – средство общения людей, литературный язык- важнейшее средство овладения национальной культурой.
7)Аксиологическая (ценностная) – отражает важнейшее качественное состояние культуры. Формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации.
Периодизация: 1. к. Первобытности до 4тыс лет до н.э.; 2. к. Др. Мира до 5в н.э.; 3. Период Средневековья 5-16 в. (5-10 раннее, 10-14 развитое, 14-16 позднее - возрождение); 4. к. Нового времени 17-нач 20в; 5. к. Новейшего времени с 1914г..
- Термин «культура». Проблема определения понятия культуры.
- Культура как система. Структура и функции культуры.
- Взаимосвязь культуры и творчества. Виды творческой деятельности. Культура гуманитарная и культура техническая.
- Человек в мире культуры. Культура и свобода человека.
- Плюралистическая модель развития культуры.
- Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.
- Первобытная культура: общая характеристика. Первобытная религия. Искусство первобытности.
- Специфика культуры древних цивилизаций. Древность и первобытность: общее и особенное.
- Культура Древнего Египта
- Культура Месопотамии
- Культура Древней Индии
- Культура Древнего Китая
- Язык и культура. Языки культуры.
- Религия в древнем мире и её влияние на культуру древности.
- Античная культура: формирование, периодизация, общая характеристика.
- Античная мифология и ее отражение в культурах Древности и Нового времени.
- Культура Древней Греции: общая характеристика.
- Культура Древнего Рима. Общее и особенное в культурах античных Греции и Рима.
- Античная литература и театр
- Изобразительное искусство и архитектура античного мира.
- Появление христианства и первые века его истории. Основы вероучения и культа. Влияние христианства на европейскую культуру.
- Средневековая культура Западной Европы: общая характеристика.
- Общая характеристика культуры Византии.
- Византия и Западная Европа: два пути культурного развития. Католицизм и православие.
- Дохристианская культура восточных славян. Принятие Русью христианства. Язычество и христианство на Руси.
- Древнерусское искусство.
- Русская культура: характерные черты. Особенности русского национального менталитета.
- Средневековое искусство. Христианство и искусство.
- Романский и готический ― два стиля, два этапа в развитии европейской архитектуры.
- Средневековая наука и образование в Западной Европе.
- Ислам и культура арабо-мусульманского мира в Средние века.
- Возрождение: сущность, причины, основные черты. Национальные особенности культуры Ренессанса.
- Искусство эпохи Возрождения.
- Реформация как феномен культуры. Гуманизм и протестантизм.
- Западноевропейская культура XVII века. Барокко и классицизм.
- Русская культура XVII века.
- Европейская культура эпохи Просвещения. «Новый ренессанс» и новый . Кризис гуманизма.
- Культура России XVIII в.
- Мировая культура XIX века: новые тенденции.
- Культура России XIX в.: проблемы и достижения.
- Мировая культура 1-ой половины XX века.
- Мировая культура 2-й половины XX века.
- Русская культура «серебряного века».
- Отечественная культура XX века: общая характеристика.
- Актуальные проблемы современного искусства.
- Проблема кризиса современной отечественной культуры и поиск путей его преодоления.