Кубачинское ремесло.
Кубачинские художественные ремёсла
КУБАЧИ́НСКИЕ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА (см. художественные ремесла). Кубачи — аул в горном Дагестане, восточной части Кавказа, в ста километрах от Дербента. Жители аула в раннем Средневековье, в V—VII вв., славились искусной резьбой по камню и изделиями из металла — бронзовыми котлами, кумганами, оружием. Персы называли жителей Дагестана "кольчужниками" — зерехгеранами (от персидск. zerech — "броня, кольчуга" и geran — "мастер-оружейник"). Кубачинский аул именовали Заргераном (персидск. zargeran — "золотых дел мастер"). В эпоху Сасанидов, подчинивших в III в. южную часть горного Дагестана, местные мастера изготовляли каменные резные надгробия с изображением зверей и воинов в стиле, близком персидскому (сравн. албанские каменные рельефы; Армении искусство; Ахалцихе; Грузии искусство; "звериный стиль"). В VII в. после прихода в Дагестан арабов селение получило новое название — Кубачи (от тюркск. kubachi — "кольчугоделатели"). В XIV—XVIII вв. стиль произведений кубачинских мастеров претерпел изменения. В нем появились мотивы мелкого геометрического орнамента (см. т. 1, рис. 141; мореска). В этой тенденции очевидны влияния традиций мусульманского искусства стран Передней и Средней Азии, но специалисты усматривают и более глубокие внутренние закономерности. "Искусство аула Кубачи раскрывает... характерную картину эволюции искусства народов Ближнего Востока от развитых изобразительных форм эпохи раннего Средневековья к традиционным орнаментам эпохи позднего Средневековья"1. В XIX в. кубачинцы прославились изготовлением дорогого парадного оружия — шашек, сабель, кинжалов, ножны и гарды которых украшены изысканным мелким гравированным и черненым орнаментом с золотой и серебряной насечкой, а также лощеной керамикой. Произведения искусства кубачинцев родственны другим изделиям художественных ремесел народностей Южного и Восточного Кавказа — азербайджанским коврам, балхарской керамике, ювелирному искусству татов. Этот общий стиль последовательно впитывал элементы скифского, сарматского, мусульманского искусства.
-
Содержание
- Вопросы к зачету:
- Происхождение человека и искусства. Многовековая история развития человеческой цивилизации.
- Внутреннее строение мира искусств.
- Народное декоративно-прикладное искусство как часть материальной и духовной культуры общества.
- Ранние формы религии и связь религиозных верований с производственной деятельностью.
- Особенности художественного языка декоративно-прикладного искусства.
- Специфика дпи как вида искусства. Ключевые этапы генезиса дпи.
- Творческое наследие предков. Основные виды декоративно-прикладного искусства, их специфика.
- Традиционные и нетрадиционные виды искусств; обереги. Народные обряды. Народное понимание красоты.
- Многообразие и взаимовлияние культур. Этническая идентификация.
- Современное состояние художественных промыслов России.
- Павловопосадские платки.
- Кубачинское ремесло.
- Золотое сечение в народном творчестве.
- Финифть.
- Дымковская игрушка.
- Филигрань.
- Каслинское литьё.
- Чернение серебра.
- Вышивка.
- Макраме.
- Иконопись.
- Романовская игрушка.
- Оренбургский платок.
- Жостовский промысел.
- Лозоплетение.
- Скопинская керамика.
- Каргопольская игрушка.
- Чеканка.
- Береста.
- Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства.
- Камнерезное дело
- 1.1 Технология обработки камня
- Чукотская резная кость
- Холмогорская резьба
- Абрамцево-Кудринская резьба
- Домовая резьба
- Богородская игрушка
- Матрёшки
- Хохлома
- 1 Версия
- 2 Версия
- Мезенская роспись
- Федоскинская миниатюра
- Палехская миниатюра
- Мстёрская миниатюра
- Холуйская миниатюра
- Городецкая роспись
- Петриковская роспись
- Писанкарство
- Филимоновская игрушка
- Вологодское кружево
- Ковроткачество
- Мозаика