Филимоновская игрушка
Филимо́новская игру́шка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Своё название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло.
Возникновение
Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.
[править]
Особенности производства
На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.
[править]
Особенности филимоновской игрушки
Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных.
Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдалённо напоминает медвежью.
[править]
Роспись игрушек
Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми.
Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент.
Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.
Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века, но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.
- Вопросы к зачету:
- Происхождение человека и искусства. Многовековая история развития человеческой цивилизации.
- Внутреннее строение мира искусств.
- Народное декоративно-прикладное искусство как часть материальной и духовной культуры общества.
- Ранние формы религии и связь религиозных верований с производственной деятельностью.
- Особенности художественного языка декоративно-прикладного искусства.
- Специфика дпи как вида искусства. Ключевые этапы генезиса дпи.
- Творческое наследие предков. Основные виды декоративно-прикладного искусства, их специфика.
- Традиционные и нетрадиционные виды искусств; обереги. Народные обряды. Народное понимание красоты.
- Многообразие и взаимовлияние культур. Этническая идентификация.
- Современное состояние художественных промыслов России.
- Павловопосадские платки.
- Кубачинское ремесло.
- Золотое сечение в народном творчестве.
- Финифть.
- Дымковская игрушка.
- Филигрань.
- Каслинское литьё.
- Чернение серебра.
- Вышивка.
- Макраме.
- Иконопись.
- Романовская игрушка.
- Оренбургский платок.
- Жостовский промысел.
- Лозоплетение.
- Скопинская керамика.
- Каргопольская игрушка.
- Чеканка.
- Береста.
- Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства.
- Камнерезное дело
- 1.1 Технология обработки камня
- Чукотская резная кость
- Холмогорская резьба
- Абрамцево-Кудринская резьба
- Домовая резьба
- Богородская игрушка
- Матрёшки
- Хохлома
- 1 Версия
- 2 Версия
- Мезенская роспись
- Федоскинская миниатюра
- Палехская миниатюра
- Мстёрская миниатюра
- Холуйская миниатюра
- Городецкая роспись
- Петриковская роспись
- Писанкарство
- Филимоновская игрушка
- Вологодское кружево
- Ковроткачество
- Мозаика