Ковроткачество
В статье термин «ковер» применяется в узком смысле и обозначает только шерстяные узелковые ворсовые ковры ручной работы. Считается, что главный исторический регион ковроткачества включал территории Туркменистана, Ирана, Афганистана, Азербайджана, Армении и Турции, а также юга России. Страны этого региона являются производителями и экспортерами ковров и в 21 веке. Производителями и экспортерами ковров являются еще два региона – Китай (включая Тибет) и страны Индостана (Индия, Пакистан и Непал). У истории ковроткачества, элементы которой приведены на сайтах музеев, туристических и торговых компаний, а также государственных учреждений многих стран, имеются две яркие особенности. Первая заключается в том, что она политизирована и комерционализирована. То есть, здесь мы имеем классический случай, когда приводимые факты и заключения, а также логический способ их увязки «работают» на создание вполне определенного имиджа той организации или структуры, которая поместила информацию по истории ковроткачества на своем сайте. Это имидж страны или (и) фирмы, производящей лучшие в мире ковры, или (и) фирмы, их продающей. Вторая особенность – практически все описания истории ковроткачества приводятся по одной и той же схеме.
1. Ссылка на Пазырыкский ковер с отнесением его к конкретной субкультуре (персидской, туркменской, турецкой, армянской) главного региона ковроткачества.
2. Невнятное изложение сказок и легенд о ковроткачестве в античности и раннем средневековье.
3. Конкретное изложение данных о периодах расцвета ковроткачества (начался в 15 веке), его упадка (начался в 18 веке) и возрождения (начиная с середины 19 века).
По этой же схеме официальная история ковроткачества приведена и в моей статье. В части цитат, характеризующих состояние ковроткачества, приведены факты и их интерпретация. Интерпретация фактов, выполненная в идеологическом поле ТИ, мной не комментируется.
Гобелен
Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей[1]:5. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника»[2].
Шпалеры выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити. В настоящее время для изготовления ковров вручную используются самые разнообразные материалы: отдаётся предпочтение нитям из синтетических и искусственных волокон, в меньшей степени применяются натуральные материалы[3]:13. Техника ручного ткачества трудоёмка, один мастер может выполнить в год около 1—1,5 м² (в зависимости от плотности) шпалеры, поэтому эти изделия доступны только состоятельным заказчикам. И в настоящее время гобелен (шпалера) ручной работы продолжает оставаться дорогостоящим произведением[4].
Со средних веков и вплоть до XIX века практиковался выпуск шпалер циклами (ансамблями), в которые объединялись изделия, связанные одной темой. Такой набор шпалер предназначался для украшения помещения в едином стиле. Количество шпалер в ансамбле зависело от размеров помещений, в которых предполагалось размещать их. В таком же стиле, как шпалеры для стен, выполнялись пологи, занавеси, наволочки подушек, также составлявшие комплект[4].
- Вопросы к зачету:
- Происхождение человека и искусства. Многовековая история развития человеческой цивилизации.
- Внутреннее строение мира искусств.
- Народное декоративно-прикладное искусство как часть материальной и духовной культуры общества.
- Ранние формы религии и связь религиозных верований с производственной деятельностью.
- Особенности художественного языка декоративно-прикладного искусства.
- Специфика дпи как вида искусства. Ключевые этапы генезиса дпи.
- Творческое наследие предков. Основные виды декоративно-прикладного искусства, их специфика.
- Традиционные и нетрадиционные виды искусств; обереги. Народные обряды. Народное понимание красоты.
- Многообразие и взаимовлияние культур. Этническая идентификация.
- Современное состояние художественных промыслов России.
- Павловопосадские платки.
- Кубачинское ремесло.
- Золотое сечение в народном творчестве.
- Финифть.
- Дымковская игрушка.
- Филигрань.
- Каслинское литьё.
- Чернение серебра.
- Вышивка.
- Макраме.
- Иконопись.
- Романовская игрушка.
- Оренбургский платок.
- Жостовский промысел.
- Лозоплетение.
- Скопинская керамика.
- Каргопольская игрушка.
- Чеканка.
- Береста.
- Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства.
- Камнерезное дело
- 1.1 Технология обработки камня
- Чукотская резная кость
- Холмогорская резьба
- Абрамцево-Кудринская резьба
- Домовая резьба
- Богородская игрушка
- Матрёшки
- Хохлома
- 1 Версия
- 2 Версия
- Мезенская роспись
- Федоскинская миниатюра
- Палехская миниатюра
- Мстёрская миниатюра
- Холуйская миниатюра
- Городецкая роспись
- Петриковская роспись
- Писанкарство
- Филимоновская игрушка
- Вологодское кружево
- Ковроткачество
- Мозаика