logo
shpory_DPI

Внутреннее строение мира искусств.

По сути дела, внутреннее строение искусства и его функционирование — разные аспекты одной и той же проблемы, так как искусство может отдавать людям только то, что в нем содержится, и может делать это только так, как позволяет ему его природа. Таким образом, деятельность искусства есть реализация заложенных в нем качеств, и если наш анализ идет «обратным ходом», от следствия к причине, то лишь потому, что это представляется более удобным с методической точки зрения.

Необходимость изучения искусства как сложного целого давно уже осознана эстетической наукой. Различение в искусстве формы и содержания, утвердившееся в эстетике со времен Шиллера, Шеллинга, Гегеля и перенесенное в Россию Надеждиным и Белинским, было, в сущности, первым проявлением структурного подхода к нему. В XX в. феноменологическая эстетика пыталась доказать научную несостоятельность такого понимания структуры искусства, противопоставляя ему (например, в работах Н. Гартмана и Р. Ингардена) концепцию «многослойного» строения художественной ткани. Такое противопоставление неосновательно, однако мы должны признать, что нынешний уровень развития нашей науки действительно не позволяет удовольствоваться сведением структуры искусства к связи его содержательной и формальной сторон — ведь обе они сами являются сложными, диалектически-противоречивыми образованиями, и каждая имеет свою собственную структуру. Задача заключается, таким образом, не в том, чтобы отбросить традиционные представления классической эстетики о сопряжении в искусстве духовного содержания и материальной формы во имя абстрактной методологии современного структурализма, а в том, чтобы развить их, конкретизировать и углубить.

Мы начнем с анализа строения художественного содержания, поскольку в искусстве, как и в любой другой области освоения действительности, именно оно является первичным. Для философа-марксиста несомненно, что содержание искусства, как и всего человеческого сознания, есть результат отражения реального мира и что отличие содержания искусства от содержания других способов освоения действительности может корениться только в особенностях отражаемых ими предметов. Соответственно необходимой предпосылкой структурного анализа искусства должно быть выяснение того, что же представляет собой предмет художественного освоения.