3.2. Содержание разделов ом/ уд
№ п/п | Наименование раздела ОМ/ УД | Содержание раздела | Тематический план лекционных занятий | Тематический план практических занятий |
1. | Специфика курса «Техника филологических знаний». Филологические понятия и филологические дисциплины | Специфика курса «Техника филологических знаний». Основные понятия гуманитарных наук. Книговедение, архивоведение, библиография, история, основы работы с книгой. Языкознание и литературоведение. Система филологических языковедческих и литературоведческих наук. Семантика. Семасиология. Этимология. История языка. Стилистика и др. Теория литературы. История литературы. Литературоведческое источниковедение. Литературоведческая библиография. Текстология. Критическая интерпретация. Литературоведческая историография. Основы организации труда филолога-исследователя в разных аспектах (от текстологии до целостного анализа художественного произведения). |
|
|
2. | Духовная сущность слова и искусство слова | Филология как любовь к слову. Слово. Язык и речь. О духовной сущности слова. Основные признаки человеческого языка (слова). Познание языка как фундамент науки и образования. Современная языковая среда. Экология слова и культуры (Д. С. Лихачев). Родной язык в системе образования. Проблема духовности как основная проблема гуманитарных представлений. Слово и словесность. Пушкинское слово и пушкинский образ как пример классического словомыслия в искусстве. Н. В. Гоголь «Что такое слово». Слово и смысл. Понятие словесности. Гуманитарные представления как основа гуманитарных наук. Литературное произведение в контексте традиционной духовности. Вера и культура как признаки человеческого бытия. Мифология. Фольклор. Основы православной культуры как корневая составляющая русистики. |
|
|
3. | Художественный образ | Художественный образ – художественный мир – художественное произведение (филологический аспект). Текст и контекст. Текст и образ. Филологический анализ текста как первооснова его освоения. От текста к образу. Художественный текст и художественный образ. Триединство анализа текста как путь к художественному образу (умственный, чувственный и духовный опыт). Сюжет как ключ к характеру. Комплексный анализ художественного текста. О природе поэтической реальности. Эстетическое и этическое в искусстве и литературе. |
|
|
4. | Историзм как основа и принцип филологических знаний | Историческое бытие История языка и история литературы. Историзм и художественная действительность. Формы историзма. Принцип историзма при анализе художественных произведений. Традиция как свойство слова и филологических знаний. Об историзме и национальных основах исторических объектов. Неоисторизм. |
|
|
5. | Техника организации литературоведческого труда | Источники филологической информации. Компьютерные технологии в филологии. Оформление информации. Записи. Картотеки. Каталоги. Книга. Аппарат книги. Техника его использования. Культура чтения. Чтение как труд и творчество. Книжная культура и современность. Техника работы с книгой (Информация. Систематизация. Анализ). Принципы систематизации. Техника построения филологических суждений. Филологическое исследование (от определения цели и планирования до выводов и определения их значения). |
|
|
6. | Организация филологических изысканий | Библиотеки. Библиография библиографий. Общая и литературоведческая библиография. Основные типы библиографии. Библиография книг. Библиография периодики. Биобиблиография краевая и краеведческая библиография. Основополагающая библиография по литературоведению. Летописи жизни и творчества. Библиотеки писателей. Писатели «в воспоминаниях». Писатели-критики. Персональные библиографии. Псевдонимы. Словарь псевдонимов. Семинарии. Архивы. Фонды. Работа в архивах. Путеводители по РГАЛИ. РГБ, ИРЛИ и др. Архивный документ. Проблема достоверности его. Оценка значимости документа. |
|
|
- Учебно-методический комплекс
- Программа модуля «техника филологических знаний»
- 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.
- 1 Уровень сложности: Выполнение заданий по текущему контролю успеваемости
- Выполнение заданий для самостоятельной работы
- 2 Уровень сложности: Вопросы к зачету
- 1. Авторское сознание и проблемы гуманитарных исследований :
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 2. Объем модуля и виды учебной работы
- 3. Содержание модуля/ дисциплины
- 3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий (по каждой форме обучения)
- 3.2. Содержание разделов ом/ уд
- Календарно-тематический план
- Организация самостоятельной работы студентов
- Тематика рефератов
- Тематика курсовых проектов (работ)
- Литература
- Тематика вкр
- Литература для выполнения курсовых и дипломных работ.
- 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины
- О. М. Сомов
- Н. М. Языков
- Д. П. Ознобишин
- 9. Материально-техническое обеспечение ом/ уд Наглядные, аудиовизуальные, технические средства обучения.
- Методическое обеспечение модуля
- Требования для получения оценки по курсу.
- Дидактический материал:
- 5.4.5. Требования к проекту как форме учебной деятель-