Павловопосадские платки.
Па́влово-поса́дские набивны́е платки́ — шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х гг.
Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) — один из старейших российских текстильных центров. В XVIII — первой половине XIX вв. богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860-х гг. начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом. Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.
Особенности производства
Композиционное и цветовое великолепие павловского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов-набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В декорировке павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды. По-прежнему популярен орнаментальный мотив «турецкие огурцы», заимствованный у знаменитых индийских кашемировых шалей, ставших модными в Европе в наполеоновскую эпоху. Преобладает молочно-белый, чёрный, красный, тёмно-синий, вишнёвый фон. На протяжении 1920—1930-х гг. в Павловском Посаде выпускались преимущественно хлопчатобумажные ткани с набивным и печатным узором. Искусство нарядного набивного шерстяного платка было возрождено в послевоенные годы, когда стала активно применяться ручная набойка. Однако с конца 1950-х гг. ручное производство стало постепенно вытесняться современными печатными машинами и техникой фотопечати, и в настоящее время платки методом ручной набойки на Павловопосадской платочной мануфактуре в Павловском Посаде не вырабатываются. Однако, создавая образцы для тиражирования с применением современных методов печати, художники стремятся сохранить традиционные для павлово-посадских шалей приёмы декоративного обобщения цветочных мотивов, характер композиции и особенности колорита. Среди ведущих художников предприятия — Е. Регунова, З. Ольшевская, И. Дадонова, К. Зиновьева, Н. Слащева, В. Фадеева, Е. Жукова.
- Вопросы к зачету:
- Происхождение человека и искусства. Многовековая история развития человеческой цивилизации.
- Внутреннее строение мира искусств.
- Народное декоративно-прикладное искусство как часть материальной и духовной культуры общества.
- Ранние формы религии и связь религиозных верований с производственной деятельностью.
- Особенности художественного языка декоративно-прикладного искусства.
- Специфика дпи как вида искусства. Ключевые этапы генезиса дпи.
- Творческое наследие предков. Основные виды декоративно-прикладного искусства, их специфика.
- Традиционные и нетрадиционные виды искусств; обереги. Народные обряды. Народное понимание красоты.
- Многообразие и взаимовлияние культур. Этническая идентификация.
- Современное состояние художественных промыслов России.
- Павловопосадские платки.
- Кубачинское ремесло.
- Золотое сечение в народном творчестве.
- Финифть.
- Дымковская игрушка.
- Филигрань.
- Каслинское литьё.
- Чернение серебра.
- Вышивка.
- Макраме.
- Иконопись.
- Романовская игрушка.
- Оренбургский платок.
- Жостовский промысел.
- Лозоплетение.
- Скопинская керамика.
- Каргопольская игрушка.
- Чеканка.
- Береста.
- Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства.
- Камнерезное дело
- 1.1 Технология обработки камня
- Чукотская резная кость
- Холмогорская резьба
- Абрамцево-Кудринская резьба
- Домовая резьба
- Богородская игрушка
- Матрёшки
- Хохлома
- 1 Версия
- 2 Версия
- Мезенская роспись
- Федоскинская миниатюра
- Палехская миниатюра
- Мстёрская миниатюра
- Холуйская миниатюра
- Городецкая роспись
- Петриковская роспись
- Писанкарство
- Филимоновская игрушка
- Вологодское кружево
- Ковроткачество
- Мозаика