3. Стили и направления в искусстве Нового времени. Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве.
Это было временем подъема различных видов искусств. Высокая трагедия и роман, бытовая комедия и новелла, ода и сатира – в каждом из этих жанров были созданы произведения высокой художественной ценности. Это время зарождения оперы и инструментальной музыки, эволюции пластических искусств.
В художественной культуре среди множества сложных и противоречивых проблем красной нитью проходит тенденция отображения реальной действительности в ее многообразном проявлении Рядом с картинами на библейские и мифологические сюжеты, рядом с парадным и классическим пейзажем, соседствуют изображения представителей самых различных слоев общества, вплоть из людей из народа, эпизоды из быта бюргеров и крестьян; появляются реалистические пейзажи, складываются различного типа натюрморты.
Два наиболее широких и влиятельных течения рассматриваемой эпохи – барокко и классицизм – сложны и двойственны по своей природе.
Барокко.
Развитие культуры XVII в. было связано со стремительно меняющейся картиной мира и кризисом идеалов итальянского Возрождения. Великие географические и естественнонаучные открытия разрушили прежние представления о неизменной гармонии мира, об ограниченном пространстве и времени, соразмерном человеку. То, что раньше казалось незыблемым и вечным, рассыпалось на глазах. В этих обстоятельствах человек начал остро ощущать зыбкость и неустойчивость своего положения. Новое мировосприятие по-особенному преломилось в культуре: все необычное, неясное, призрачное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и простое — скучным и неинтересным. Эта новая эстетика заметно потеснила прежние ренессансные принципы подражания природе, ясности и уравновешенности. Возник новый художественный стиль — барокко.
Точное происхождение термина «барокко» не установлено. С итальянского языка это слово переводится как «странный, вычурный, причудливый», а по-португальски термин буквально означает «жемчужина неправильной формы».
Отражая кризис гуманизма, дисгармоничность жизни, бесцельные порывы к совершенству, барокко соединило в себе, казалось бы, несоединимые моменты. Новый художественный стиль удивительным образом связал в себе разнообразные явления своего времени.
Во-первых, в барокко наиболее явным образом была осознана условность всякого порядка, гармонии. Под влиянием научных открытий, которые расширяли знания человека, но одновременно ставили его перед новыми сложными вопросами, указывали на безграничность бытия, человек начинал ощущать недостаточность рационалистического мышления.
Во-вторых, в художественном сознании барокко получила развитие тенденция дистанционирования общества от природного мира. Поэтому в барокко развился интерес к дисгармоничному, фантастическому, гротескному и даже безобразному. Возросла значимость элементов зрелищности, эффектного воздействия. Красота воспринималась как проявление трансцендентного (выходящего за пределы) мира, а ее ощущение приближалось к переживанию чудесного, необычного, эфемерного, волшебного, исключительного.
В-третьих, в художественном стиле барокко оказались реализованы интересы монархической власти и высшей аристократии. Абсолютизм предполагал, что воля короля - высший закон для всех. Поэтому мир, окружающий монарха, должен был вызывать трепетное благоговение у его подданных. Отсюда — сверкающее великолепие, пышность, помпезность, роскошь, поражающие воображение простых смертных. Синонимом красоты становится сияющее величие и богатство.
В-четвертых, художественная логика барокко сумела выразить интересы католической церкви. Католицизм вел в XVII в. борьбу не только с язычеством и атеизмом, но и с православием, и с протестантизмом. Реформация привела к отпадению от католической церкви Германии, Англии, Дании, Швеции, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии и других стран. Стремясь удержать и сохранить свое влияние, католическая церковь обратилась к давно испытанному средству - искусству. Художественные особенности стиля барокко были использованы католической церковью для возврата паствы в лоно католицизма.
Черты стиля: зрелищность, грандиозность, утрированная экспрессивность, патетика , его внимание к чувственному, телесному началу.
Культовые сооружения в стиле барокко, поражающие воображение, прославляющие величие бога, как нельзя лучше воздействовали на внутренний мир человека. В результате в этом стиле закрепились черты, необходимые для приобщения верующего человека к трансцендентному бытию, такие как мистицизм, экзальтация, иррационализм, монументальность, многоплановость, трагизм. Церковная месса все больше превращалась в захватывающее театральное зрелище. Характерно, что в эту эпоху многие романские храмы перестраивались в барочные, так как казались недостаточно выразительными. По этой причине стиль барокко, возникнув в конце XVI в. в Италии, получил распространение преимущественно в архитектуре тех абсолютистских государств, где господствующее положение занимала католическая церковь: Испании, Италии, Австрии, Чехии, Польше.
При всей своей противоречивости барокко смогло создать самостоятельную систему изобразительных средств, проявившихся в определенных специфических чертах. Проявления стиля барокко обнаруживаются :
- в криволинейных очертаниях его памятников, преобладающих в планах архитектурных сооружений;
- в изысканной вычурности линий в скульптуре и живописи;
- в пышной декоративности, парадности фасадов и интерьеров зданий;
- в причудливости метафор и напыщенности языковых форм в поэзии и прозе.
Многие характерные черты стиля возникли и культивировались в придворной среде.
В архитектуре барокко можно выделить две основные тенденции: первая выражает стремление к вычурности и выразительности, вторая — тяготеет к уравновешенным ордерным построениям. Дворцы и церкви барокко, благодаря роскошным, причудливым фасадам, сложности форм, криволинейным планам и очертаниям, приобретают живописность и динамизм, словно вливаясь в окружающее пространство. В парадных интерьерах архитектура сочетается со скульптурой, лепкой, резьбой. Самым грандиозным ансамблем в стиле барокко являются собор и площадь Св. Петра в Риме.
Безусловным лидером и классиком барокко по праву считается итальянский скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини. С его именем связано архитектурное преобразование собора Св. Петра, главной святыни католического мира. Он сумел изменить внутренний вид храма, не прибегая ни к каким перестройкам, а только используя сугубо барочные приемы, то есть соединяя монументальную скульптуру и архитектуру малых форм. Свою работу в соборе Бернини начал с алтаря, над которым он возвел балдахин. Главный алтарь в соборе Св. Петра расположен не в центральной апсиде, а в подкупольном пространстве, непосредственно над легендарным местом погребения святого Петра. Именно здесь, под микеланджеловским куполом, Бернини соорудил громадный (высотой 29 м) балдахин, который стал композиционным центром, приковывающим к себе внимание прихожан с момента входа в храм. Балдахин превратился в «идейный» и визуальный центр храма, а также ядро архитектурного ансамбля, образующее контраст с куполом собора. Сам купол возносится на головокружительную высоту, от него потоки света льются вниз, порождая ощущение иррациональности всего происходящего. Человек чувствует себя совершенно раздавленным перед сверхъестественным, чудовищным масштабом увиденного. Но в этом и заключается идеальное воплощение идеи римского католического барокко.
Еще более величественным творением Бернини стала грандиозная колоннада, состоящая из 284 колонн и 80 столбов высотой 19 м, обрамляющая огромную площадь перед собором. Он оформил эту площадь как продолжение храма. Прямо от краев фасада далеко вперед протянулись крытые галереи-коридоры, образующие перед храмом трапециевидный участок с обширной соборной папертью, предметов не прорисованы, а их выразительность достигается гаммой цветовых и световых бликов, уходящих в сгущение мрака. а от концов галерей по эллиптическим кривым разошлись двумя рукавами колоннады из колонн тосканского ордера. Сам Бернини сравнивал рукава колоннады с объятиями церкви, готовой принять в свое лоно всех страждущих. И действительно, площадь вмещает огромное количество людей и вовлекает их в пространство собора.
Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. «Большой стиль» Питера Пауэла Рубенса.
В изобразительном искусстве барокко преобладали виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического и аллегорического характера, парадные портреты, подчеркивающие привилегированное общественное положение человека. Идеализация образа, безудержные гиперболы сочетались в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность - с фантазией, религиозный аскетизм - с подчеркнутой чувственностью. Главным критерием живописи барокко считалась красота. При этом художники видели красоту не в природе, не в прозе жизни, а в мистическом озарении. Поэтому часто в портретах и натюрмортах контуры отдельных лицом.
В живописи стиль барокко наиболее ярко представлен в творчестве знаменитого фламандского художника Питера Пауля Рубенса. В его произведениях цвет и живопись преобладают над рисунком. Рубенс не любит слишком четкие контуры. Что касается цвета, то художник предпочитает яркие, чистые и насыщенные тона, наполненные здоровой жизненной силой. Поэтому в его произведениях нашли отражение наиболее характерные черты, свойственные живописи барокко: театральность и вычурность форм, невероятное сочетание возвышенной духовности и крайнего натурализма, грандиозность и чрезмерное изобилие мелких деталей.
В творчестве Рубенса монументальные формы органично слились с ярко-чувственным восприятием мира, основу которого составляли телесная красота и стихийное природное начало. Среди центральных тем его творчества - женщина, любовь и ребенок как единственный и прекрасный плод любви. Обнаженное женское тело являлось основой чувственной стихии, отвечающей идеалам художника. Поэтому в его картинах так много женщин, как правило, героинь мифологических сказаний. Андромеда, Юнона, Венера, грации отражают идеал женской красоты, как его понимал Рубенс: это пышная блондинка с развитыми формами тела, довольно длинными ногами, широкой спиной, нежно-розовой эластичной кожей, мягкими локонами светлых волос.
Рубенс больше всего любил человеческую жизнь и поэтому стал великим поэтом жизни, наполненной счастьем, наслаждением и лиризмом. Он остается непревзойденным певцом человеческой плоти, чувственной красоты человеческого тела. Только Рубенс смог с такой смелостью и любовью передавать прелесть самой плоти, ее нежную теплоту, мягкую податливость. Ему удалось показать, что тело может быть прекрасным, не обладая прекрасной формой.
Искусство голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна в некотором роде занимает срединное положение между барокко и классицизмом. В его произведениях можно обнаружить черты этих двух стилей (частности, его знаменитая «Даная» (Государственный Эрмитаж)
Однако главное своеобразие искусства Рембрандта заключалось все-таки в другом. В процессе творчества постепенно определился интерес мастера к внутреннему миру его героев. Предметом его искусства становится неисчерпаемое богатство духовной жизни человека. Рембрандт как бы всматривается и вслушивается в бесконечные переливы психологических состояний, неистощимые проявления индивидуального человеческого характера. О пристальном внимании к тайнам внутренней жизни, о поиске своей, личной истины говорят многие его работы.
В последний период творчества Рембрандт все больше углубляется в жанр психологического портрета. Он открывает совершенно новую для европейского искусства проблему — одиночество человека. Художественным выражением этой проблемы стало его знаменитое полотно «Возвращение блудного сына». В мировом искусстве существует немного произведений такого мощного эмоционального воздействия. В изображении библейской притчи о беспутном сыне, покинувшем родной дом и вернувшемся в него после многих бедствий, когда все близкие считали его погибшим, Рембрандт сумел передать не только библейский текст, но и его дух. Упавший на колени перед отцом блудный сын, дошедший в своих скитаниях до последней степени нищеты и унижения, воплотил в себе трагический путь познания жизни. В образе отца представлена одновременно целая гамма человеческих чувств: радость встречи, беспредельная любовь, долгое ожидание и счастье обретения.
Живопись Рембрандта достигла в поздний период его творчества исключительной мощи не только по степени эмоциональной насыщенности, но и по интенсивности красочного звучания. Краски на его картинах как бы излучают свет, а колорит строится на сочетании тлеющих красных, золотистых и коричневых тонов.
- 1. Заполните пропуски в таблице:
- Тема 3.1. Культура Двуречья
- Раздел 4. Культура Античности.
- Раздел 5 Культура Средневековья.
- Раздел 6. Культура эпохи Возрождения.
- Тема 6.1..Итальянский Ренессанс
- Вильям Шекспир – величайший художник эпохи Возрождения
- Раздел 7. Культура Европы в Новое время
- Тема 7.1. Характерные особенности эпохи. Культура и искусство 17 века. Барокко.
- 1. Новое время: оформление европейской цивилизации и культуры. Ощущение противоречивой сложности мира в 17 веке.
- 2. Изменение социальной структуры европейского общества. Политика.
- 3. Стили и направления в искусстве Нового времени. Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве.
- Тема 7.2. Классицизм.
- Раздел 8. Культура эпохи Просвещения
- Тема 8.1. Европейское Просвещение