logo search
Kulturologia

Буддизм как религиозно-философское мировоззрение.

Буддизм — религиозно-философское учение, возникшее в северо-восточной части Индии в VI—V вв. до н.э. В ходе исторического развития он стал одной из наиболее распространенных религий, наряду с христианством и исламом. Согласно буддийской традиции, основателем буддизма является Сиддхартха Гаутама, прозванный Будда Шакьямуни (букв. «Просветленный мудрец из рода Шакьев»). Уже при жизни личность Будды была окутана легендами.

Буддизм возник как оппозиция кастовому строю. В этом учении утверждалось равенство всех людей в страдании и право всех на спасение. Основные положения буддизма-были изложены в буддийском каноне, получившем название «Трипитака» — «Три корзины». Буддийский канон существует в нескольких редакциях, но полностью до нашего времени дошла одна из них, осуществленная школой тхеравадинов на языке пали, поэтому его еще называют палийским.

Трипитака состоит из трех больших сводов:

1. Сутра-питака («сутра» — букв. «нить») — это собрание бесед-наставлений, проповедей Будды, предназначенных для самого широкого круга слушателей.

2. Виная-питака («виная» — букв. «устав») содержит свод правил, регламентирующих жизнь членов буддийской общины.

3. Абхидхарма-питака («абхидхарма» — букв. «трактат») представляет собой метод наставлений, сопровождавшийся строгой логико-теоретической интерпретацией сутр и их основных положений.

Буддийская религиозно-философская доктрина основывается на следующих основных характеристиках бытия: анитья — невечность, анатма — бессущность и духкха — прозрение.

Буддизм исходит из того, что в мире нет ничего, что не было бы подвержено изменению. В мире есть только становление, не имеющее ни начала, ни конца. О бытии можно говорить лишь как ежемгновенном изменении. Сам термин «бытие» равносилен термину «перемена», и истина — это становление, а бытие и небытие — крайности. Буддизм говорит, что мы создаем представление о мире, исходя из отношений, связей и состояний. На самом деле все сущее состоит из отдельных элементов, физических и психических. Эти вечно меняющиеся элементы бытия в буддизме называются дхармами. Дхармы-частицы, по учению Будды, есть носители бесконечного числа качеств: вещей, предметов, явлений. Каждое отдельное качество имеет начало и конец своего существования. По сравнению с вечностью, долгота жизни любого качества является бесконечно малой величиной. В этом смысле каждое качество есть «вспышка». Каждое потухание означает порождение новой вспышки и нового потухания. Все существующее представляет собой единый поток, вихрь, состоящий из элементов, жизнь которых мгновенна, но то, что действительно есть — дхармы как носители качества — пребывают всегда.

Если мир состоит из дхарм-частиц, то душа из отдельных духовных элементов. Буддизм полагает, что невозможно говорить о целостности личности. Как в куче зерна нет ничего, кроме тех зерен, из которых она состоит, так и в человеческой личности нет ничего, кроме отдельных психических состояний, из которых она слагается. Только наша привычка или ограниченность нашего познания приписывает целому какое-то особое бытие. Атман не существует вне пяти групп элементов, так называемых «скандх»:

1) физической группы, тела;

2) чувствований, приятных или неприятных;

3) понятий;

4) воли;

5) сознания.

В данной классификации сознание разделяется на две категории: сознание вообще как способность восприятия внешнего мира и сознание как формирование конкретного образа воспринимаемого объекта, т.е. представления и понятия. Таким образом, в буддизме в понятие «личность» включается и объект, воспринятый живым существом. Бытие индивида — это момент сознания, соответствующий воспринимаемому объекту: сознание видимого для формы и цвета, сознание слышимого для восприятия звуков и т. д., поэтому объект в буддизме перестает существовать как таковой, сам по себе, он становится частью внутреннего мира данного человека.

Личность понимается только как имя, упорядочивающее названную комбинацию пяти скандх — несубстанциональных и мгновенных элементарных психических состояний. Такое представление о человеке отрицает наличие в нем какого-то вечного неизменного начала. Причина предшествует следствию. Человеческая личность, как и все другое в мире, подчиняется закону причины и следствия, который и позволяет наряду с отрицанием существования души признать действие закона кармы, переселение душ. По закону причинности, элемент сознания не исчезает из круговорота жизни с нашей смертью совершенно, он проявляется вновь в другом месте, в другой форме. Смерть и рождение — это важные события, но все равно это лишь мгновения в целой цепи отдельных, с необходимостью следующих друг за другом, мгновений. Поэтому очевидно, что психический мир новорожденного не возник, ниоткуда, он при рождении представляет собой лишь следующее мгновение для целого ряда душевных антецедентов, точно так же как его тело есть лишь особое мгновение в развитии тела из зародыша, которому, в свою очередь, предшествовали отдельные частицы материи.

Следовательно, каждую новую жизнь необходимо понимать как результат прежних существований, и в этом смысле не как рождение, а как перерождение. Пребывание в проявленном круговороте бытия — сансаре сопровождается страданием, но оно несет в себе возможность свободы. Страдания исчезают тогда, когда гибнет невежество. Невежество в буддизме есть незнание Четырех Благородных Истин. Первая Истина — это Истина о существовании страдания. Вторая — есть Истина о причине страдания. Третья - это Истина о прекращении страдания, в четвертая - Истина о Пути.

Страдание, согласно учению буддизма, это фундаментальная характеристика бытия как такового. Все есть духкха — страдание, и даже удовольствие есть страдание, потому что, во-первых, оно преходяще, а во-вторых, достигается усилиями и трудом человека. Это первая Истина.

Вторая Истина указывает на происхождение страдания от страстей, желаний, влечений, привязанности к жизни. Если бы не было жажды жизни, не было бы и страдания.

Третья Истина — это Истина о том, что от страдания можно избавиться, и существует состояние, в котором страдания нет. Это нирвана. Слово «нирвана» восходит к санскритскому корню «нир» со значением «угасание», «затухание». Нирвана — это состояние свободы и особой надличностной полноты бытия. Это непроявленное бытие, трансцендентное всему нашему сансарическому опыту. Это состояние сознания, которое невозможно выразить словами, а можно только пережить. Поэтому Будда ограничился самыми общими характеристиками нирваны как состояния свободного от страдания, совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания.

Четвертая Истина говорит о том, что имеется так называемый восьмеричный Путь, ведущий к нирване, состоящий в правильной вере, правильном стремлении, правдивой речи, добром поведении, честном способе добывания средств к жизни, истинном старании, правильной памяти и правильном сосредоточении. Буддизм подчеркивает, что освобождение человека от страданий есть результат усилий самого человека. Архаты и бодхисаттвы, неустанным совершенствованием достигшие состояния просветления, могут только наставлять живые существа на Путь освобождения.

Таким образом, буддизм, как и вся индийская философия, пытался решить в первую очередь практические этические задачи, стоящие перед человеком. Решимость победить страдание и более никогда не рождаться в сансаре предполагало неустанное совершенствование человека во всех областях жизни. Философское учение Будды и есть ключ к обретению мудрости, ведущей к просветлению, суть которого заключается в устранении себя как эмпирического существа, разум которого, наконец-то, достиг уничтожения желаний.